Как наши переживания влияют на здоровье?
Все наши переживания — плохие и хорошие — откладываются в теле, буквально «записываются» в мышцах. Именно поэтому многие эмоциональные проблемы можно решить через работу с телом
Наверняка вы не раз замечали: когда сердишься, но не можешь открыто высказать свое неодобрение — губы сами собой сжимаются в тоненькую ниточку. Когда вам грустно и одиноко, хочется свернуться калачиком, как эмбрион. А от внезапного испуга тело словно каменеет, и голова вжимается в плечи.
Да, действительно: все, что мы чувствуем, отражается на нашем
Датский психотерапевт Лизбет Марчер тоже заметила эту закономерность. Наблюдая за своими пациентами, она поняла, что при одних и тех же психоэмоциональных проблемах у людей имеются схожие физические проявления. Иными словами, если человек боится, у него будет напряжена одна мышечная группа, если он гневается — другая.
Свой метод Лизбет Марчер назвала бодинамика . В ходе бодинамической работы чрезмерно зажатые мышцы получают расслабление, и напротив, обмякшие, «капитулировавшие» перед жизнью — приходят в тонус. Получается обратная реакция: когда наши мышцы приходят в норму, гармонизируется и
Биографическая справка
Метод бодинамики был основан датским психотерапевтом Лизбет Марчер в 70-х годах прошлого столетия. В основе метода — возрастная психология, анатомия и возрастная физиология нервно-мышечной системы. Для решения тех или иных психоэмоциональных проблем бодинамика задействует телесно-ориентированные практики. В данный момент Лизбет Марчер имеет частную практику, специализируется на работе с детьми, проводит семинары по всему миру.
Вместе с ней трудятся ее дочь, супруг и многие коллеги разных стран.
Семь «Я»
Формирование личности человека начинается еще до его рождения и продолжается, согласно теории Лизбет Марчер, до 12-13 лет. Именно на этом отрезке жизни происходит мощное психомоторное развитие ребенка — осваиваются различные группы мышц, закладываются определенные схемы поведения, формируется модель характера. В бодинамике существует 7 структур характера — каждая из них закладывается в определенном возрасте .
1. Структура существования .
Ключевыми в этот период являются такие вопросы: был ли малыш желанен, обрадовались ли родители беременности, как протекали роды и первые часы после рождения, кормили ли малютку грудью, достаточно ли внимания уделяла ему Мама? Если этот этап был пройден успешно, у ребенка закладывается базовое чувство доверия к миру, глубокая убежденность в том, что он имеет право на существование. Если же, к примеру, беременность была нежелательной, то во взрослой жизни такой человек может чувствовать, что мир его не принимает, что он никому не нужен и никто его не любит.
2. Структура потребностей .
Здесь формируется важная группа мышц, отвечающая за навыки поднятия головы, переворачивания, сидения, ползания, ходьбы. И закладывается умение принимать заботу, добиваться своего. Когда малыш учится ползать, у него также формируется инстинкт самосохранения, способность добираться туда, куда нужно.
Вспомни: у большинства деток есть период, когда они ползают попой назад — именно тогда человечек осваивает умение притормозить и сдать назад . Но бывает, что некоторые детки «пропускают» этап ползания: сразу становятся на ножки и пытаются ходить. В этом случае родители могут предоставить своему ребенку недополученный опыт, играя с ним в игры, которые предусматривают активное ползание.
3. Структура автономии .
Ребенок продолжает исследовать мир и начинает осознавать самого себя как автономную единицу. У большинства деток наступает период «Я сам», когда малютка стремится все делать самостоятельно: шнуровать ботиночки, накладывать кашу в тарелку. Родителям важно запастись терпением и позволить крохе в полной мере прожить состояние «Я сам» — иначе позднее возможны большие проблемы с самостоятельностью. Также в этот период формируется структура помощи и поддержки.
Когда малютка учится ходить, родители поддерживают его сзади за спинку. Так вот, все мамы и папы, не осознавая этого, кладут ладонь на одно и то же место: на широчайшую мышцу спины. Именно она отвечает за ощущение: «Если мне нужна помощь, я обязательно найду ее».
4. Структура воли .
Ребенок пробует родителей «на прочность»: не слушается, поступает по-своему, проказничает. Взрослым важно соблюсти золотую середину. С одной стороны, не следует подавлять энергию ребенка , с другой — не допускать вседозволенности .
5. Структура сексуальности .
Период, когда девочки хотят выйти замуж за папу, а Мальчики — жениться на маме. Если этот этап будет пройден благополучно, в будущем у человека не будет сложностей с установлением близких отношений. Но часто бывает так, что из-за недостатка сексуальной культуры эта структура омрачается чувством стыда, комплексами, «зажатостью» чувственного начала.
6. Структура мнений .
В идеале, на этом этапе закладывается установка: «Я имею право формировать собственное мнение, выражать его и менять». Так происходит, если ребенку позволяют открыто проявлять свои чувства и эмоции, говорить о своих потребностях. Если же малыш постоянно слышит: «Закрой рот!», у него есть все шансы стать замкнутым, не уметь отстаивать свои интересы.
У таких людей, как правило, даже нижняя часть лица развита довольно слабо.
7. Структура солидарности . Оказываясь частью большой группы каждый ребенок по-своему учится с ней взаимодействовать. Кто-то сразу становится лидером, кто-то — аутсайдером, а иной ребенок — серым кардиналом. Основная проблема этого возраста — установление баланса между своим «Я» и потребностями других.
При успешном прохождении этого периода человек учится быть частью группы, не теряя при этом собственной индивидуальности. Подростковый возраст — это время повторного прохождения через все вышеперечисленные структуры. Происходит своего рода «закрепление пройденного». В последующей жизни человек обычно руководствуется теми моделями, которые выработались у него при прохождении той или иной структуры.
Впрочем, один из принципов бодинамики гласит: «Никогда не поздно»!».
Это означает, что в любом возрасте есть шанс получить новый телесный опыт, по-новому переписать мышечную память — и таким образом, изменить свою жизнь к лучшему.
Работаем с телом — результат в голове
Опытный специалист по бодинамике может сделать весьма достоверные выводы о психоэмоциональном состоянии клиента еще до того, как тот начнет рассказывать о своих проблемах — просто наблюдая за его осанкой, походкой, жестами, мимикой, тембром голоса.
Психотерапевты, практикующие бодинамику, обязаны в совершенстве знать карту человеческого тела, владеть полной информацией о работе мышц. Вот простой пример того, как это работает. «В самом начале работы с одним клиентом я обратила внимание на характерную деталь, — рассказывает психолог Татьяна Груша. — Вспоминая приятный эпизод из своей жизни, этот мужчина произнес: «Я был так счастлив» — и при этом рукой начертил в воздухе дугу: вначале вверх, а потом резко вниз. Я смогла предположить, что счастье для этого человека — это упасть на дно.
Так оно оказалось: выяснилось, что долгие годы у этого мужчины были проблемы с алкоголем».
Основной акцент в бодинамике делается на работе с телом — на том, чтобы в мышцах «записалась» новая, позитивная информация. Для этой цели используются самые разные практики: групповые, индивидуальные, в паре с психотерапевтом. Применяется массаж, дыхательная гимнастика, спонтанные танцы, различные двигательные упражнения.
Кстати, один из групповых бодинамических процессов — это трансформация опыта рождения.
При помощи других людей человек проживает ощущения, сходные с теми, через которые он проходил во время схваток, продвижения по родовым путям, собственно, появления на свет. Такая работа требует предварительной подготовки и внутренней готовности — но результаты просто поразительные! Человек совершенно по-новому выстраивает отношения с миром, находится решение проблем, долгие годы казавшихся неразрешимыми. В бодинамике есть много упражнений, направленных на центрирование , выстраивание границ собственной личности, на заземление , взаимодействие, расслабление и т. д.
Также бодинамика эффективно работает с последствиями травматического шока . В этом случае очень важно не дать человеку «застрять» в его переживаниях. Ведь если последствия травматического шока не будут проработаны в течение 6 месяцев, человек может «скатить» в посттравматический синдром — а это состояние связано с тяжелыми разрушительными процессами в организме, болезнями.
Методы бодинамики помогают человеку посмотреть на произошедшее с ним как бы со стороны, учат его не терять контакт с реальностью и найти в себе силы и цель жить дальше. Конечно, это непростая и длительная работа. Но результат того стоит: в итоге даже из очень непростых испытаний человек выходит победителем!