Проблема активного противостояния злу в романе Владимира Дудинцева «Белые одежды»
Роман Владимира Дудинцева «Белые одежды» является попыткой заглянуть в бесконечность человеческой души, дать критерии для распознания добра и зла. Сам автор так пишет о своей книге: «В романе» Белые одежды «я хочу сорвать маски, под которыми прячется зло. Поразить его в самое чувствительное место.
Мне хотелось бы вооружить хорошего человека безошибочными критериями для распознавания добра и зла или, как сказал мой читатель, создать инструментарий добра». Добро — это способность принять чужие страдания на себя и активно
Тут счастье само тебя найдет, не думая о нем».
Напротив, зло бесперспективно, хотя и маскируется под добро. В романе показаны гонения на генетиков со стороны псевдоученых . Разгул темных сил напоминает жуткие времена инквизиции, охоту на ведьм. Во дворе провинциального института горят книги последователей Менделя…
Ученые-генетики по-разному борются за настоящую
Удается вырастить новый сорт картофеля, работу над которым начал Стригалов. Не капитулирует перед злом и полковник Свешников.
В роман входит тема возмездия. Рядно и его сообщники обречены на историческое забвение. На похороны «народного академика» не приходят даже близкие его «соратники».
Напротив, судьба Федора Ивановича Дежкина складывается счастливо. Он встречается с Леной, которая становится его женой, растит двоих детей. Добрая память потомков — высшая награда ученому за его мужество, за активное противодействие злу.
Финал книги может показаться слишком уж легким, слишком счастливым. Но не будем забывать, что счастье это далось дорогой ценой. Прав Гете, сказал в «Фаусте»: «Лишь тот достоин жизни и свободы, Кто каждый день идет за них на бой!».