Конспект урока по обществознанию в 10 классе «Ты и твои права. Взросление»
ПИЛИПЕНКО ИРИНА АРСЕНЬЕВНА
СПЕЦИАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА-ИНТЕРНАТ II ВИДА № 48 г. РОСТОВА-НА-ДОНУ
Учитель истории и обществознания
ЗАСЕДАНИЕ КЛУБА СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Ты и твои права. Взросление
ЦЕЛИ:
— продолжать знакомить обучающихся с понятиями «право» и «закон»;
— познакомить с Конвенцией о правах ребенка;
— познакомить обучающихся с изменениями в юридическом статусе ребенка при его взрослении;
— после заседания клуба обучающиеся должны знать возраст, с которого закон налагает
— развивать умения рассуждать при обсуждении прав и обязанностей, по закону соответствующих их возрасту; в результате поиска аргументов в поддержку изменения закона;
— развивать умения исследовать в результате поиска ответов на вопросы опросника;
— развивать умения общаться при знакомстве с другими точками зрения, в случаях представления своей точки зрения.
ХОД ЗАСЕДАНИЯ
Что такое право? Выберите правильный вариант
Право — это совокупность правил
— людей в обществе;
— государства и граждан;
— организаций и граждан;
— предприятий и организаций;
— между гражданами, организациями и самим государством.
Право обязательно:
— только для граждан;
— только для государства;
— только для предприятий и организаций;
— для граждан, организаций, государства.
Как вы считаете, каждый ли человек наделен одинаковыми правами или нет?
Может ли государство отнять у человека его права?
Может ли государство ограничить права человека?
Можно ли сказать, что право и закон — это одно и то же?
Что такое закон?
Закон — все установленные государством общеобязательные правила поведения.
Юридический переход от статуса ребенка к статусу взрослого является медленным и сложным процессом. Молодые люди несут ответственность за уголовные преступления или проступки намного раньше, чем им предоставляется право голосовать, например. В шестнадцать или даже четырнадцать лет с согласия родителей молодая пара может жениться, но не может покупать алкоголь в магазине.
Ограничения такого рода не всегда соотносятся друг с другом.
— Считаете ли вы, что права и ответственность должны наступать для молодых людей одновременно?
ОПРОСНИК «ВЗРОСЛЕНИЕ»
С какого возраста закон позволяет гражданину совершать следующие действия? Напишите свои ответы в первой колонке. Когда завершите работу, сверьте свои ответы с правильными.
В пустой колонке напишите, следует ли внести какие-то изменения в закон?
Твой ответ | Следует ли внести изменения |
Вступать в детские общественные организации |
Самостоятельно управлять автомашиной на дороге |
Голосовать за выборы Президента |
Может быть привлечен к уголовной ответственности за кражу |
Совершать мелкие бытовые сделки |
Самостоятельно заключать трудовой договор, поступать на работу |
Выставлять свою кандидатуру на выборах в Государственную Думу |
Вступать в брак |
Приобретать алкогольные напитки в магазине |
Сдавать донорскую кровь |
Становится полностью дееспособным и приобретает любые права и обязанности |
Может быть исключен из школы за нарушения |
Отвечая на вопросы о правах молодых людей, обучающиеся получают возможность проанализировать причины ограничения существующих прав и решить, можно ли что-нибудь изменить в такой ситуации.
— Обсудить, какой закон вы пытаетесь изменить.
— Какие изменения вы хотите внести?
— Почему существующий закон требует изменений?
Одна из обязанностей гражданина России — знать и соблюдать законы. при этом знание законов одинаково полезно как для государства , так и для самого человека . Про человека, знающего, куда обратиться за защитой своих прав, говорят, что он обладает правовой культурой.
Правовая культура человека показывает нам, как он относится к законам, как соблюдает их, умеет ли уважать права других людей.
— Рассмотрим несколько ситуаций. Опираясь на здравый смысл, подумайте, в каких из перечисленных случаях нарушаются законы.
Продавец отказывается продать вам вещь, выставленную на витрине;
Мать не позволяет 8-летнему сыну видеться с любящей его бабушкой;
Молодого человека не принимают на работу, потому что у него не та национальность;
Продавец отказывается продать 9-летнему школьнику набор красок;
Милиционер задержал пятиклассника за то, что тот поздно ходил по улицам
, не отпускает домой и не разрешает позвонить родителям.
Родившись, человек приобретает по закону права, а со временем и обязанности — конституционные, семейные, гражданские, трудовые и т. д. Однако реальное осуществление прав и обязанностей возможно лишь по мере взросления ребенка. С каждым годом объем его дееспособности увеличивается. Полная дееспособность наступает к 18 годам, когда ребенок становится совершеннолетним. Теперь вы можете ответить на вопрос
— Должны ли права и ответственность для молодых людей наступать одновременно?
Подведение итогов заседания клуба.
Раздаточный материал для обучающихся
Правильный ответ | Следует ли внести изменения |
Вступать в детские общественные организации | 10 лет |
Самостоятельно управлять автомашиной на дороге | 18 лет |
Голосовать за выборы Президента | 18 лет |
Может быть привлечен к уголовной ответственности за кражу | 14 лет |
Совершать мелкие бытовые сделки | 6 лет |
Самостоятельно заключать трудовой договор, поступать на работу | 16 лет |
Выставлять свою кандидатуру на выборах в Государственную Думу | 21 год |
Вступать в брак | 18 лет |
Приобретать алкогольные напитки в магазине | 18 лет |
Сдавать донорскую кровь | 18 лет |
Становится полностью дееспособным и приобретает любые права и обязанности | 18 лет |
Может быть исключен из школы за нарушения | 14 лет |
Продавец отказывается продать вам вещь, выставленную на витрине;
Мать не позволяет 8-летнему сыну видеться с любящей его бабушкой;
Молодого человека не принимают на работу, потому что у него не та национальность;
Продавец отказывается продать 9-летнему школьнику набор красок;
Милиционер задержал пятиклассника за то, что тот поздно ходил по улицам
, не отпускает домой и не разрешает позвонить родителям.
Дополнительный материал для проведения заседания клуба
План практикума
1 Вспомните то время, когда вы были ребенком, и постарайтесь представить самый лучший летний день. Если бы вам надо было сфотографировать этот день, что было бы на этой фотографии? Что бы вы делали?
С кем бы вы были? Что бы вы чувствовали? Какие ощущения, не воспринимаемые зрением, передавала бы ваша фотография?
Попытайтесь изложить суть ваших мыслей в одном абзаце, словно вам нужно запечатлеть этот момент в виде одного изображения.
2 Как только вы запишете свое восприятие летнего дня, поделитесь воспоминаниями с несколькими одноклассниками и обсудите сходства и различия. Вместе на большом листе бумаги составьте список общих характеристик самого лучшего летнего дня.
3 После того, как ваша группа составит список характеристик самого лучшего летнего дня, попытайтесь представить, каким должен быть в будущем идеальный мир для детей. Каким бы он был? Был бы он похож на ваш самый лучший день? Что будут делать Дети?
Как они будут чувствовать себя в этом мире? Попытайтесь представить, что является обязательным для обеспечения благополучия детей в мире, который вы нарисовали в своем воображении. Вместе, методом мозгового штурма, составьте список «основных элементов детства».
4 После составления списка основных элементов детства спросите друг друга, все ли дети мира сегодня имеют это? Вновь вернитесь к своему списку и ответьте на вопрос, можно ли считать эти основные элементы правами? Возможно, вам придется по очереди просмотреть список.
После обсуждения спросите друг друга, какие основные элементы из списка следует включить в международную конвенцию о правах ребенка? Представьте свои идеи в виде руководящих принципов, которые бы гарантировали доступ всех детей к этим основным элементам.
5 Изучите Конвенцию о правах ребенка — юридический документ, созданный Организацией Объединенных Наций. Соответствуют ли какие-нибудь статьи Конвенции вашим воспоминаниям о самом лучшем летнем дне? Содержит ли КПР статьи, которые совпадают с вашим представлением о будущем идеальном мире для детей?
Попытайтесь провести параллели с теми основными элементами детства, которые вы определили методом мозгового штурма в составе группы.
6 После выполнения заключительного группового задания представитель вашей группы должен отобразить на классной доске список основных элементов детства, на основе которых были составлены руководящие принципы, и соответствующие им права, закрепленные в Конвенции о правах ребенка. Завершите практикум общей дискуссией на тему о том, как ваши воспоминания, опыт, основные элементы детства и ваши представления соотносятся с нормативными стандартами в области прав ребенка.