Итоговая игра по биографии Пушкина
Только ж разве это Пушкин? Это ж так — игра природы Видимость воображенья…
Программа по литературе 9-го класса предполагает изучение биографии А. С. Пушкина. Работу над ней я начинаю в первые же дни нового учебного года, хотя календарно намечаю заниматься Пушкиным во второй-третьей четверти. В сентябре же я объявляю задание, суть которого на первый взгляд проста: каждый ученик должен подготовить доклад по всей биографии Пушкина, используя самые разнообразные источники. Далее, когда начнутся собственно уроки по Пушкину, я буду вызывать
В случае если речь будет связной, рассказ — занимательным, если будут названы события, факты жизни, люди, окружавшие поэта, а также и произведения, то ученик получает оценку и садится на место. Его сменяет следующий, который продолжает, дополняет, спорит — и при этом делает это тоже связно, занимательно, полно . В финале всех ждет большая контрольная работа, на которой можно пользоваться любыми собственными записями.
В чем здесь, как говорится, «пуант»? Прежде всего,
Очень быстро те, кто схалтурил на стадии подготовки, понимают, что нужно срочно дорабатывать свой доклад, еще что-то сделать и почитать. Время для этого есть: ведь начинаю я спрашивать с сильных учеников, чтобы сразу задать уровень и планку разговора. Ученикам послабее даю возможность в течение двух-трех уроков присмотреться, «въехать», что называется, в происходящее.
Бывает и так, что какие-то вещи приходится проговаривать самому, поскольку они действительно трудны для понимания. Этого не нужно бояться: ведь книги, к которым мы отсылаем ученика , создавались в большинстве своем в расчете на взрослого, подготовленного читателя. Главное, чтобы основные моменты про каждый период пушкинской жизни были кратко зафиксированы ребятами: или в тетради, или на полях их докладов в качестве дополнений.
Эту работу можно периодически стимулировать, напоминая, что на итоговой контрольной разрешается пользоваться всеми своими записями.
Удобно по ходу разговора проводить и монографическое изучение отдельных произведений Пушкина. Так, в структуру уроков по биографии мы встраиваем чтение и анализ лицейских посланий , стихотворений «Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву», «Погасло дневное светило», «Свободы сеятель пустынный», «К морю» и др. Биографические сведения существенно обогатят восприятие текста, к тому же чтение этих стихотворений, часто не вызывающих живого интереса ребят, получит дополнительную мотивацию.