Вольпоне — характеристика персонажа
Произведение: Вольпоне, или Хитрый лис
ВОЛЬПОНЕ — герой комедии Б. Джонсона «Вольпоне, или Хитрый лис» . Наряду с Варравой К. Марло , Шейлоком У. Шекспира , Джайлзом Оверричем Ф. Мессинджера В,- один из наиболее выдающихся образов стяжателя в английской драме конца XVI — начала XVIIв. То обстоятельство, что в истории мирового театра Б. Джонсон занимает промежуточное положение между ренессансной и классицистской комедией, наложило особый отпечаток на его главного героя. В отличие от мольеровского Гарпагона В. не является еще героем, окончательно
На нем лежит отблеск богато одаренной ренессансной личности, ибо он не просто стяжатель, но поэт стяжательства, испытывающий глубокое эстетическое наслаждение от тех манипуляций, с помощью которых он достает свои богатства. И хотя золото для него — «порожденье солнца, душа вселенной и моя», как признается В. в своем первом монологе, «больше тешит» его «искусство хитрое наживы, чем радость обладанья». В.- богатый венецианский патриций, не имеющий прямых наследников.
Он услаждает себя тем, что разжигает надежды на наследство у своих многочисленных родственников,
В комедии Б. Джонсона присутствует ярко выраженная морализаторская тенденция. Начиная с предисловия, в котором автор утверждает, что «задачей комического поэта является подражать правосудию и учить жизни», и заканчивая последними словами комедии: «Пусть все, кто видит, как порок наказан, // Подумают! Пасется зло, как скот, // А разжиреет — на убой пойдет»,- все утверждает мысль о том, что зло должно погибнуть в силу своих собственных закономерностей. Правда, сатира Б. Джонсона еще не имеет того явного сословного адреса, который она получит позднее у Мольера.
Характеры, и прежде всего В., не обладают конкретностью социально-бытовой обрисовки. Не случайно все персонажи комедии носят звериные имена: Лисище , Муха , Коршун , Ворон , Вороненок . Звериные образы преобладают в метафорическом строе Б. Джонсона. Так, наследники, собравшиеся в доме Вольпоне, уподоблены «стае хищных птиц, слетевшихся в надежде труп увидеть». Обманутые В., они «свернутся, как вши свиные от прикосновенья», а сам В., обманутый приживалом, уподоблен «лисе, попавшейся в капкан», которая еще недавно «смеялась над каркнувшей вороной».
Образ звериного мира становится лейтмотивом нового XVII в. По Б. Джонсону, страсть к стяжательству — основной «юмор» эпохи, ведущий к обезличиванию человека, превращению его в зверя.