Людмил Стоянов писатель, поэт, драматург

Людмил Стоянов писатель, поэт, драматург и публицист . Он родился в семье учителя в небольшом селе на юге Болгарии. В 1905 г. молодой поэт приехал в Софию, где впервые приобщился к серьезной литературе, и уже в 1906 г. стал активным сотрудником популярного тогда журнала » Художник». В 1914 г. из печати вышел первый поэтический сборник Стоянова «Видения на распутье», а в 1917 г.- сборник «Меч и слово».

Написанные под несомненным влиянием символизма, первые стихотворения Л. Стоянова отличались отточенностью поэтического языка, музыкальностью.

Для них характерны мотивы скорби и одиночества, таинственные предчувствия, культ печали, «неутоленной души». Вместе с тем уже в первых книгах Людмила Стоянова — участника 2-й Балканской и Первой мировой войн — отразились результаты его жизненных наблюдений и раздумий о человеке, о своем народе, о судьбах Болгарии.

Окончание Первой мировой войны, крах милитаристской политики правящих кругов Болгарии, приведших страну к национальной катастрофе, влияние Октябрьской революции — все это в корне изменило общественно-политическую и литературную жизнь страны. Поэту стало ясно, что по-старому больше нельзя

ни жить, ни писать.

После окончания Первой мировой войны и вплоть до конца 20-х гг. Л. Стоянов переживает процесс эволюции от абстрактного гуманизма к идеям социальной борьбы и антифашистского движения, от символизма к реализму. Этот процесс был намечен уже в поэтических сборниках «Праматерь» и «Святая святых» , но окончательное отрешение от прежней замкнутости произошло только в сборнике «Земная жизнь» , где поэт провозгласил свое духовное родство с людьми труда.

Таким же путем развивалось драматургическое творчество Стоянова — от символистской пьесы «Аполлон и Мидас» к народным драмам «Гибель Раковицы» и «Антигона» , к антифашистским пьесам «Волки пасут стада» и «Желтая звезда» . Особенно ярко этот процесс отразился в прозе Людмила Стоянова. Начиная с 1919 г. писатель публикует ряд антивоенных рассказов: «Отмщение Рафаила Давидова», «Милосердие Маркса», «Хатидже» и другие, которые в 1927 г. составили сборник «Бич Божий». Показывая ужасы войны, эти рассказы в то же время были направлены против реакционной военщины, в защиту гуманистических идей.

Еще ярче демократические и реалистические позиции выявились в сборнике «Женские души» . Конец 20-х и 30-е гг.- период активной публицистической деятельности Л. Стоянова. Его статьи «На борьбу с фашизмом», «Скованный Прометей», «Вера в победу» и многие другие, направленные против милитаризма, реакционной идеологии, были необычайно популярны у прогрессивной болгарской интеллигенции и широких масс читателей. Антифашистская и антивоенная деятельность Стоянова вскоре приобрела известность и за пределами Болгарии. В 1935 г. он представлял литературную общественность своей страны на Международном конгрессе писателей в Париже, где был избран членом Постоянного бюро Международной ассоциации писателей в защиту культуры, а в 1937 г. участвовал в работе Международного конгресса в Испании.

Чрезвычайно разнообразно в этот период и его литературное творчество.

Он создает романизированные биографии Г. Бенковского и А. Стамболийского , публикует сборники рассказов «Больное сердце» и «На передовой» . Но наибольшей художественной выразительности писатель достигает в повестях «Серебряная свадьба полковника Матова» , «Холера» , «Махмед Синап» . Все они прочно вошли в основной фонд классической болгарской литературы XX в. Социалистическая революция в Болгарии 1944 г. ознаменовала новый подъем творческой и общественной деятельности писателя. Он вошел в состав Всемирного Совета Мира, в 1948 г. был избран председателем Союза болгарских писателей, более десяти лет возглавлял Институт литературы АН НРБ. Среди его последних произведений — Роман «На рассвете» , цикл стихотворений об освобождении Болгарии , автобиографическая трилогия «Детство.

Юность.

Война» . Холера одно из наиболее ярких антивоенных произведений болгарской литературы. Оно написано в форме дневниковых записей солдата 2-й Балканской войны, взволнованно и очень достоверно повествующего о фронтовых буднях, о нравах, царящих в тыловых частях. Писатель создает запоминающуюся картину трагических событий в истории болгарского народа.

Солдаты, оставленные командованием на произвол судьбы, бессмысленно гибнут от снарядов противника, голода, холеры. Постепенно этим обреченным людям открывается смысл происходящего, и они начинают понимать, кто является настоящим виновником их мук и страданий. Повесть завершается внушительной картиной антивоенного солдатского митинга в Софии, на котором недовольство масс выливается в гневное требование повесить царя Фердинанда как главного виновника всех бедствий.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Людмил Стоянов писатель, поэт, драматург