О поэзии В. А. Жуковского
«Его стихов пленительная сладость / Пройдет веков завистливую даль», — так сказал о Жуковском Пушкин, который считал себя его учеником, высоко ценил мастерство поэта и любил его как человека. Жуковский оставался другом Пушкина всю жизнь, был его заступником перед царем, позднее — тяжело пережил трагическую гибель своего великого собрата по перу.
«Пленительная сладость», музыкальность стихов Жуковского в разные времена привлекала композиторов. К его поэзии обратился и П. И. Чайковский — дуэт Лизы и Полины в «Пиковой даме»
Уж вечер… Облаков померкнули края, Последний луч зари на башнях умирает…
Во время войны 1812 года поэт вступил в народное ополчение. Широкую известность принесло ему патриотическое стихотворение «Певец во стане русских воинов», где прославляются герои войны и любимая отчизна.
Уже будучи известным поэтом, Жуковский вступил в общество «Арзамас» и был его постоянным секретарем .
Но наибольшего расцвета творчество Жуковского достигло в первые два десятилетия XIX века. Свои литературные позиции он определил в одном из ранних стихотворений — «Вечер»:
Мне
Лирический герой произведений Жуковского — человек глубоких чувств , ушедший от действительности в свой внутренний мир, в свои мечты. Излюбленным лирическим жанром Жуковского становится элегия — жанр, наиболее точно отвечающий содержанию его поэзии.
В элегии «Теон и Эсхин» автор честно выразил свой взгляд на смысл человеческой жизни. В этом стихотворении противопоставляется жизнь двух друзей. Мятущийся в поисках счастья Эсхин покинул родные края:
Он долго по свету за счастьем бродил, Но счастье, как тень, убегало…
Разочарованный, уставший, возвратился Эсхин домой, так и не найдя счастья… Теон, «в желаниях скромный без пышных надежд», всю жизнь оставался при домашних пенатах . Свое счастье он нашел в любви и спокойном созерцании жизни. Смерть унесла любимую спутницу жизни Теона, но для его сердца прошедшее вечно. Раз полюбив, он никогда уже не будет одиноким. Теон живет надеждой на встречу с любимым человеком в потустороннем мире.
Жизнь человеческая, по его убеждению, лишь преддверие вечного счастья.
Жуковский нередко обращается в своих произведениях к природе, чаще грустной, чем радостной, но всегда прекрасной. Поэт боготворит природу и считает, что нет таких слов, которыми можно было бы выразить все ее величие и красоту. В стихотворении «Невыразимое» он писал:
Что наш язык земной пред дивною природой? С какой небрежною и легкою свободойОна рассыпала повсюду красотуИ разновидности с единством согласила! Но где, какая кисть ее изобразила?
Значительное место в поэзии Жуковского занимает любовная лирика. Любовь в его понимании — прекрасное чувство, возвышающее человека. Но в стихах о любви звучат грустные ноты, что отчасти вызвано личными переживаниями.
Под влиянием этого чувства Жуковский пишет цикл превосходных стихотворений. Одно из них — «К ней» — заканчивается словами:
Прелесть жизни твоей, Сей образ чистый, священный, — В сердце как тайну ношу. Я могу лишь любить, Сказать же, как ты любима, Может лишь вечность одна!
Мотивы «тайны» и «вечности» звучат у поэта и в стихах о любви.
Большую известность принесли Жуковскому его баллады: «Людмила», «Кассандра», «Светлана», «Эолова арфа», «Ивиковы журавли» и др.
Высокое мастерство проявил он в переводе «Одиссеи» Гомера.
Для последнего периода творчества Жуковского характерно стремление к большим по объему, широким по охвату событий произведениям, отражающим жизнь разных народов в разные эпохи. Он перевел «Шильонского узника» — поэму Байрона, создал стихотворный перевод «Ундины» — старинной немецкой повести, пересказал в стихах индийскую повесть «Наль и Дамаянти», переложил на современный русский язык «Слово о полку Игореве».
Свыше 50-ти лет посвятил Жуковский литературной работе и занял свое, особое, место в истории русской поэзии. Белинский писал: «… одухотворив русскую поэзию романтическими элементами, он сделал ее доступною для общества, дал ей возможность развития, и без Жуковского мы не имели бы Пушкина».