Читаем повесть Вячеслава Кондратьева «Сашка»
Ход урока
Вступительное слово учителя
В литературе о войне много произведений, посвященных подвигу рядового солдата, вынесшего на своих плечах основную тяжесть войны. В предисловии к повести «Сашка» К. Симонов писал: «Это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте и на самой трудной должности — солдатской».
Писатели начали обращаться к простому человеку на войне, потому что хотели отдать дань уважения тысячам солдат, не занесенных в почетные списки героев, безвестно погибших или чудом
История появления повести: ржевское пространство.
В 1981 году вышел однотомник повестей и рассказов писателя, куда вошли, кроме «Сашки», повести «Отпуск по ранению», «Борькины путидороги», «На сто пятом километре» и рассказы. Почти во всех повестях и рассказах речь идет об одном и том же времени и пространстве . Ржев — один из городов в Калининской
Сам писатель вспоминает: «Я начал жить какойто странной, двойной жизнью: одной — в реальном, другой — в прошлом, в войне… Начал я разыскивать тогда и своих ржевских однополчан — мне до зарезу нужен был ктонибудь из них, но никого не нашел, и пала мысль, что, может, только я один уцелел, а раз так, то тем более должен рассказать я обо всем. И наступил момент, когда я уже просто не мог не начать писать».
Вот такова история появления повести.
Какова обстановка на передовой, где сражается Сашка?
Время повести — ранняя весна 1942 года. Идут ожесточенные бои. Герой повести, которого даже по фамилии не зовут , уже два месяца находится на «передке».
На таком передке, где «просто обсохнуть, согреться — уже немалая удача», и поскольку распутица, то и «с хлебцем плохо, навару никакого. Полкотелка… пшенки на двоих — и будь здоров, а если с хлебцем плохо, то не лучше со снарядами, а немцы бьют и бьют. Нейтральная полоса между нашими и немецкими окопами простреливается насквозь и составляет всего тысячу шагов». Повествование ведется, кажется, от лица автора, но в то же время создается впечатление, что рассказывает сам герой.
Этому способствует и стиль рассказа — простой, разговорный, и инверсии, характерные для разговорной речи, и просторечия.
Как изображается война?
Чтение отрывка «А ночь плыла над передовой, как обычно…» Дважды повторяется «как обычно», хотя речь идет о страшных вещах. «Привык уже Сашка к этому, обтерпелся и понял, что непохожа война на то, что представлялось им на Дальнем Востоке…» Война оставляет следы разрушения и смерти. Автор показывает военный быт . Слова «шалашик», «окопчик», «блиндажик» подчеркивают шаткость, ненадежность положения.
Найдите в повести как можно больше эпизодов, В которых с наибольшей силой раскрывается Характер Сашки. Что свидетельствует о его умении думать широко, сопоставлять, понимать всю сложность обстановки?
Эпизодов таких немало. Это и сцена, когда Сашка ночью ползет на гиблую нейтралку добывать своему ротному валенки с убитого немца, потому как у лейтенанта пимы такие, что их за лето не просушить. Речь идет не о боеприпасах, не о боевой задаче — о валенках, это жизненно важно.
Сашка захватит «языка», будет ранен, откажется расстреливать немца, утешит тяжело раненного солдата и приведет к нему санитаров. Раненый Сашка возвратится в роту, спасет от трибунала горячего лейтенанта Володьку, поймет Зину, пожалеет романтических молодых девчат, радостно отправляющихся на фронт…
Эти эпизоды раскрывают личность Сашки с разных сторон, он как бы проходит испытания на выносливость, на человечность, на верность в дружбе, в любви, испытания властью над другим человеком.
Выразительное чтение Эпизода пленения немца . Какие качества героя здесь проявились? Почему он отказался расстреливать пленного?
Сашка проявляет отчаянную храбрость — берет немца голыми руками . При этом вовсе не считает себя героем. Когда Сашка ведет немца в штаб, он вдруг понимает, какая у него власть над врагом. «И стало Сашке не по себе от свалившейся на него почти неограниченной власти над другим человеком».
А еще понял он, что немец просто другой человек, такой же солдат, только одураченный и обманутый. Сашка и разговаривает с ним почеловечески, и старается его понять. Перед нами добрый, гуманный русский солдат. Война не искалечила его душу, не обезличила его.
Стыдно Сашке перед немцем, что оборона у них никудышная, что убитые не захоронены, как будто в этом есть его личная вина.
Сашка жалеет немца, но не выполнить приказ комбата невозможно, и Сашка тянет время, а автор растягивает их путь, заставляя читателя переживать: чем же это кончится? Приближается комбат, и Сашка не опускает перед ним взгляда, чувствуя свою правоту. «И отвернул глаза капитан», отменил свое приказание.
Сашка и Толик — ровесники. Сравните двух героев. С какой целью автор ввел в повесть связного Толика?
Сашка и Толик противопоставлены: ответственность и безответственность, сочувствие и равнодушие, честность и шкурничество.
Девиз Толика — «наше дело телячье», он уже примеривается к часикам еще не расстрелянного немца, готов торговаться с Сашкой, чтобы «трофей» не упустить. Нет у него в душе «заслона, преграды», как у Сашки.
Проанализируйте сцену в госпитале. Почему Сашка берет на себя вину лейтенанта Володьки?
Совсем ненадолго связала Сашку дружба с лейтенантом. Но и здесь Сашка проявляет себя с положительной стороны: выгораживает друга, которого могли подвести под трибунал, а его, рядового, — дальше передовой не пошлют. Сашка, на вид совсем не геройский, не лихой солдат, оказывается сильнее и смелее отчаянного лейтенанта.
Какие стороны характера Сашки открываются во взаимоотношениях с Зиной?
Зина — первая любовь Сашки. Он спас ей жизнь. Он частенько вспоминает о ней, ожидает встречи. Но когда узнает, что у них в госпитале вечеринка, что люди могут танцевать, веселиться, то очень удивляется и возмущается.
А когда понимает, что у нее с лейтенантом любовь, уходит, не причиняя Зине боли лишними разговорами. Сашка подругому не может, справедливость и доброта опять берут верх.
Почему автор обратился к теме войны? Насколько правдив образ героя?
Автор повести был ранен под Ржевом, получил медаль «За отвагу»; потом снова фронт, ранение, госпиталь, инвалидность. Ему было уже за пятьдесят, когда он взялся за повесть о войне. Кондратьев начал разыскивать бывших однополчан, но никого не нашел и вдруг подумал, может, уцелел он один.
Значит, он должен, обязан рассказать обо всем, что видел, что пережил на войне. Весной 1962 года он проехал по местам своей бывшей передовой и увидел «всю испещренную воронками ржевскую землю, на которой валялись еще и ржавые пробитые каски, и солдатские котелки… незахороненные останки тех, кто воевал здесь, может быть, тех, кого знал, с кем хлебал из одного котелка жиднюпшенку, и меня пронзило: об этом писать можно только строгую правду, иначе это будет просто безнравственно».
Выводы по уроку
Если иметь в виду все, что написал Вячеслав Кондратьев, то можно сказать, что ему удалось сказать о своем поколении новое слово. Сашка относится к поколению, которое больше всего пострадало в войне. Среди фронтовиков 1922, 1923, 1924 годов рождения в живых осталось три процента — такова скорбная статистика.
Из ста ушедших на фронт в живых осталось только три человека. Судя по Сашке, какие же это были замечательные ребята!
И вот что удивительно. Обстановка окопа, фронта, постоянной опасности рождает у героев Кондратьева чувство жизни, а значит, фронтовой дружбы, братства, человечности, доброты.
И еще одну особенность творчества Вячеслава Кондратьева следует отметить — ярко выраженный интерес к народным истокам характера. В Сашке воплотились самые лучшие черты народного мировосприятия — мужество, ум, бодрость духа, выносливость, гуманизм и величайшая вера в победу.
Завершить работу можно письменным ответом на вопрос: «Какие черты характера роднят Сашку с лучшими героями произведений литературы XX века?»