Читаем повесть Вячеслава Кондратьева “Сашка”

Ход урока

Вступительное слово учителя

В литературе о войне много произведений, посвященных подвигу рядового солдата, вынесшего на своих плечах основную тяжесть войны. В преди­словии к повести “Сашка” К. Симонов писал: “Это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте и на самой трудной должности – солдатской”.

Писатели начали обращаться к простому человеку на войне, потому что хотели отдать дань уважения тысячам солдат, не занесенных в почетные списки героев, безвестно погибших или чудом

оставшихся в живых. Особенность повести В. Кондратьева в том, что в ней показана не череда боев, побед, поражений, а военный быт с его повседневными заботами. Кондратьев исследует “душевное вещество” человека, который вынужден свыкаться с вольной жизнью.

История появления повести: ржевское про­странство.

В 1981 году вышел однотомник повестей и рассказов писателя, куда вошли, кроме “Сашки”, повести “Отпуск по ранению”, “Борькины путидороги”, “На сто пятом километре” и рассказы. Почти во всех повестях и рассказах речь идет об одном и том же времени и пространстве . Ржев – один из городов

в Калининской области, за который шли многомесячные, упорные бои. На ржевском направлении погибло огромное число солдат.

Сам писатель вспоминает: “Я начал жить какой­то странной, двойной жизнью: одной – в реальном, другой – в прошлом, в войне… Начал я разыскивать тогда и своих ржевских однополчан – мне до зарезу нужен был кто­нибудь из них, но никого не нашел, и пала мысль, что, может, только я один уцелел, а раз так, то тем более должен рассказать я обо всем. И наступил момент, когда я уже просто не мог не начать писать”.

Вот такова история появления повести.

Какова обстановка на передовой, где сражается Сашка?

Время повести – ранняя весна 1942 года. Идут ожесточенные бои. Герой повести, которого даже по фамилии не зовут , уже два месяца находится на “передке”.

На таком передке, где “просто обсохнуть, согреться – уже немалая удача”, и поскольку распутица, то и “с хлебцем плохо, навару никакого. Полкотелка… пшенки на двоих – и будь здоров, а если с хлебцем плохо, то не лучше со снарядами, а немцы бьют и бьют. Нейтральная полоса между нашими и немецкими окопами простреливается насквозь и составляет всего тысячу шагов”. Повествование ведется, кажется, от лица автора, но в то же время создается впечатление, что рассказывает сам герой.

Этому способствует и стиль рассказа – простой, разговорный, и инверсии, характерные для разговорной речи, и просторечия.

Как изображается война?

Чтение отрывка “А ночь плыла над передовой, как обычно…” Дважды повторяется “как обычно”, хотя речь идет о страшных вещах. “Привык уже Сашка к этому, обтерпелся и понял, что непохожа война на то, что представлялось им на Дальнем Востоке…” Война оставляет следы разрушения и смерти. Автор показывает военный быт . Слова “шалашик”, “окопчик”, “блиндажик” подчеркивают шаткость, ненадежность положения.

Найдите в повести как можно больше эпизодов, В которых с наибольшей силой раскрывается Характер Сашки. Что свидетельствует о его умении думать широко, сопоставлять, понимать всю сложность обстановки?

Эпизодов таких немало. Это и сцена, когда Сашка ночью ползет на гиблую нейтралку добывать своему ротному валенки с убитого немца, потому как у лейтенанта пимы такие, что их за лето не просушить. Речь идет не о боеприпасах, не о боевой задаче – о валенках, это жизненно важно.

Сашка захватит “языка”, будет ранен, откажется расстреливать немца, утешит тяжело раненного солдата и приведет к нему санитаров. Раненый Сашка возвратится в роту, спасет от трибунала горячего лейтенанта Володьку, поймет Зину, пожалеет романтических молодых девчат, радостно отправляющихся на фронт…

Эти эпизоды раскрывают личность Сашки с разных сторон, он как бы проходит испытания на выносливость, на человечность, на верность в дружбе, в любви, испытания властью над другим человеком.

Выразительное чтение Эпизода пленения немца . Какие качества героя здесь проявились? Почему он отказался расстреливать пленного?

Сашка проявляет отчаянную храбрость – берет немца голыми руками . При этом вовсе не считает себя героем. Когда Сашка ведет немца в штаб, он вдруг понимает, какая у него власть над врагом. “И стало Сашке не по себе от свалившейся на него поч­ти неограниченной власти над другим человеком”.

А еще понял он, что немец просто другой человек, такой же солдат, только одураченный и обманутый. Сашка и разговаривает с ним почеловечески, и старается его понять. Перед нами добрый, гуманный русский солдат. Война не искалечила его душу, не обезличила его.

Стыдно Сашке перед немцем, что оборона у них никудышная, что убитые не захоронены, как будто в этом есть его личная вина.

Сашка жалеет немца, но не выполнить приказ комбата невозможно, и Сашка тянет время, а автор растягивает их путь, заставляя читателя переживать: чем же это кончится? Приближается комбат, и Сашка не опускает перед ним взгляда, чувствуя свою правоту. “И отвернул глаза капитан”, отменил свое приказание.

Сашка и Толик – ровесники. Сравните двух героев. С какой целью автор ввел в повесть связного Толика?

Сашка и Толик противопоставлены: ответ­ственность и безответственность, сочувствие и равнодушие, честность и шкурничество.

Девиз Толика – “наше дело телячье”, он уже примеривается к часикам еще не расстрелянного немца, готов торговаться с Сашкой, чтобы “трофей” не упустить. Нет у него в душе “заслона, преграды”, как у Сашки.

Проанализируйте сцену в госпитале. Почему Сашка берет на себя вину лейтенанта Володьки?

Совсем ненадолго связала Сашку дружба с лейтенантом. Но и здесь Сашка проявляет себя с положительной стороны: выгораживает друга, которого могли подвести под трибунал, а его, рядового, – дальше передовой не пошлют. Сашка, на вид совсем не геройский, не лихой солдат, оказывается сильнее и смелее отчаянного лейтенанта.

Какие стороны характера Сашки открываются во взаимоотношениях с Зиной?

Зина – первая любовь Сашки. Он спас ей жизнь. Он частенько вспоминает о ней, ожидает встречи. Но когда узнает, что у них в госпитале вечеринка, что люди могут танцевать, веселиться, то очень удивляется и возмущается.

А когда понимает, что у нее с лейтенантом любовь, уходит, не причиняя Зине боли лишними разговорами. Сашка подругому не может, справедливость и доброта опять берут верх.

Почему автор обратился к теме войны? Насколько правдив образ героя?

Автор повести был ранен под Ржевом, получил медаль “За отвагу”; потом снова фронт, ранение, госпиталь, инвалидность. Ему было уже за пятьдесят, когда он взялся за повесть о войне. Кондратьев начал разыскивать бывших однополчан, но никого не нашел и вдруг подумал, может, уцелел он один.

Значит, он должен, обязан рассказать обо всем, что видел, что пережил на войне. Весной 1962 года он проехал по местам своей бывшей передовой и увидел “всю испещренную воронками ржевскую землю, на которой валялись еще и ржавые пробитые каски, и солдатские котелки… незахороненные останки тех, кто воевал здесь, может быть, тех, кого знал, с кем хлебал из одного котелка жиднюпшенку, и меня пронзило: об этом писать можно только строгую правду, иначе это будет просто безнравственно”.

Выводы по уроку

Если иметь в виду все, что написал Вячеслав Кондратьев, то можно сказать, что ему удалось сказать о своем поколении новое слово. Сашка относится к поколению, которое больше всего пострадало в войне. Среди фронтовиков 1922, 1923, 1924 годов рождения в живых осталось три процента – такова скорбная статистика.

Из ста ушедших на фронт в живых осталось только три человека. Судя по Сашке, какие же это были замечательные ребята!

И вот что удивительно. Обстановка окопа, фронта, постоянной опасности рождает у героев Кондратьева чувство жизни, а значит, фронтовой дружбы, братства, человечности, доброты.

И еще одну особенность творчества Вячеслава Кондратьева следует отметить – ярко выраженный интерес к народным истокам характера. В Сашке воплотились самые лучшие черты народного мировосприятия – мужество, ум, бодрость духа, выносливость, гуманизм и величайшая вера в победу.

Завершить работу можно письменным ответом на вопрос: “Какие черты характера роднят Сашку с лучшими героями произведений литературы XX века?”




Complex object упражнения с ответами.
Сейчас вы читаете: Читаем повесть Вячеслава Кондратьева “Сашка”