Конспект урока по истории в 10 классе «Личность и деятельность Петра I»
Урок истории — 10 класс
Автор: Афонина Татьяна Петровна, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №14, г. Саров Нижегородской области
Описание материала : Предлагаю вам конспект урока по истории для обучающихся 10 класса по теме «Личность и деятельность Петра I «. Данный материал будет полезен учителям истории. Урок рекомендуется проводить в качестве обобщения после изучения темы «Преобразования Петра Великого.
Россия в I половине 18 в.. «. В ходе урока активизируются имеющиеся знания учащихся, происходит сопоставление
Тема урока: «Личность и деятельность Петра I «
Тип урока : урок-семинар
Место в системе уроков : обобщающий урок по теме «Личность и деятельность Петра I «
Класс: 10
План урока
1. Введение. Понятие исторической личности.
2. Петр I как историческая личность. Характеристика личности Петра I.
3. В чем состоит «идея общего блага » Петра? Согласны ли Вы с ней?
4. Почему Петр I был назван современниками «Великим «? Что ставили ему в заслугу современники, историки, потомки, и в чем они его обвиняли?
5. Ваша личная точка
Цель урока:
Формирование исторического мышления учащихся при анализе исторической деятельности выдающихся людей, оставивших заметный след в истории государства.
Задачи урока:
— обучение учащихся историческому анализу личности;
— формирование умения работы с дополнительной литературой и источниками с элементами сопоставления и исторического противопоставления;
— формирование понятия «историография «, «историческая концепция и оценка «;
— работа над философским аспектом роли личности в истории;
— формирование чувства исторической справедливости, умения давать оценку на основе самостоятельной работы с историческим источником.
Ход урока
Введение. Учитель:
«Петр, как историческая личность, представляет своеобразное явление не только в истории России, но в истории всего человечества всех веков и народов. Великий Шекспир своим художественным гением создал в Гамлете неподражаемый тип человека, у которого размышление берет верх над волею и не допускает осуществляться на деле желаниям и намерениям. В Петре не гений художника, понимающий смысл человеческой натуры, а сама натура создала обратный тип — человека с неудержимою и неутомимою волею, у которого всякая мысль тотчас обращалась в дело. «Я так хочу, потому что так считаю хорошим, а чего я хочу, то непременно должно быть » — таков был девиз всей деятельности этого человека «.
Урок начинается с вводной беседы-рассуждения, обобщающей представления учащихся о том, какую личность можно назвать исторической.
Следует обратить внимание на то, что личность складывается под влиянием общественных отношений и является продуктом данного общественного строя.
Личность характеризуется:
1. Потребностями личности.
2. Сформированными целями деятельности, мотивами, интересами.
3. Средствами, которые личность использует для достижения поставленных целей.
4. Результатами деятельности.
Личность проявляется в действии.
Подводя итог беседе, обучающимися дается определение понятия личности, как динамичной, относительно устойчивой целостной системы интеллектуальных, социально — культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности.
Петр I относился к тем историческим деятелям, которые никого не оставляли равнодушными. В различные исторические периоды оценки менялись на диаметрально противоположные. Уже при жизни Петра его преобразования влекли как яростное неприятие так и восторженную поддержку . В 18 в. происходит идеализация личности Петра I. В19 в. оценки еще больше разошлись: одни считали, что Петр I сделал Россию великим государством — империей, другие — принудил Россию сойти с естественного пути развития.
Выявляются особенности характера Петра: по своей натуре необычайно противоречив. Но, одновременно, это натура цельная, т. к. у него была идея, которая собирала воедино все черты его противоречивой натуры. Эта цель-идея — служение государству.
Свое величие Петр видел не в том, что он царь, а он гордился своими делами.
Обучающимся предлагается сформировать таблицу, характеризующую личность Петра Великого. Она может выглядеть следующим образом:
Черты личности Петра I | Возможные примеры |
Воля | |
Целеустремленность | |
Решительность | |
Преданность России | |
Трудолюбие | |
Смелость, личная отвага | |
Физическая сила | |
Суровость | |
Жестокость | |
Неприхотливость | |
Скупость | |
Невыдержанность, пьянство и лукавство |
После выявления личностных качеств Петра, проводится его сравнение с современниками, правителями других стран.
Страна | Правитель | Качества |
Австрия | Император Леопольд | Крайняя нерешительность и безволие |
Дания | Король Фридрих IV | Необычайно ленив |
Польша | Король Август II | Жизнелюбив, не гнушался изменами, не держал своих обещаний и клятв, ради трона был готов на унижения |
Швеция | Король Карл XII | Смелый, жестокий, замкнутый честолюбец, всю свою жизнь только воевал, все дела, кроме войны, считал постыдными и не достойными короля |
В выступлениях обучающихся раскрывается историческая роль деятельности Петра I:
1. Петр Великий сознательно выбрал для себя в жизни особую роль — Петр Михайлов, частное лицо, которое действовало на том ограниченном поприще, на котором в данный момент находилось .
Главная идея Петра — «идея общего блага «. .
2. Однако все противоречия Петра объясняются абстрактностью его идеи. В понимании царя любой его поступок относится к общему благу. «Общее благо » имело ярко выраженный внешнеполитический аспект — независимость территории России. По отношению к подданным «общее благо » — справедливый суд, социальный мир, сбор налогов, удачная торговля.
Но подданные делились на податные и привилегированные сословия и «общее благо » для них было различным.
«Общее благо » дворян | «Общее благо » горожан | «Общее благо » крестьян |
Обязательная учеба и служение государству | Активное участие в торговле и промышленности, а при отсутствии стремления заниматься этим добровольно всячески заставлять выполнять это «общее благо « | Выполнение повинностей и налоговых платежей |
Таким образом, практически все сословия России понуждались к «общему благу «. В связи с этим, главная проблема Петра Великого как исторической личности — его одиночество, непонимание его главной идеи современным ему обществом, что влекло за собой принуждение и жестокость . Вместе с тем, Петру удалось достигнуть поставленной цели — превращение России в великую державу, что и позволяет считать личность Петра I выдающейся, великой.
Предлагается сделать основной вывод урока о превращении России в великую державу благодаря самозабвенной, хотя и жестокой политике Петра I, сопоставляя исторические споры и высказывания о Петре Великом:
«Все темные стороны характера Петра, конечно, легко извинять чертами века; справедливо могут указать нам, что подобных сторон еще в большей степени найдется в характере других современников Петровых. Несомненным останется, что Петр превосходил современных ему земных владык обширностью ума и неутомимым трудолюбием, но в нравственном отношении не лучше был многих из них; за то общество, которое он хотел пересоздать, возникло не лучшим в сравнении с теми обществами, которыми управляли прочие Петровы современники… Петр посредством своих деспотических мер создал из нее государство, грозное для чужеземцев войском и флотом, сообщил высшему классу ее народа наружные признаки европейского просвещения, но Россия после Петра все-таки, в сущности, не сделалась «новым Израилем «…
«При этом Петр, как исторический государственный деятель, сохранил для нас в своей личности такую высоконравственную черту, которая невольно привлекает к нему сердце: эта черта — преданность той идее, которой он всецело посвятил свою душу в течение своей жизни. Он любил Россию, любил русский народ, любил его не в смысле массы современных и подвластных ему русских людей, а в смысле того идеала, до какого желал довести этот народ; и вот эта-то любовь составляет в нем то высокое качество, которое побуждает нас, помимо нашей воли, любить его личность, оставляя в стороне и его кровавые расправы, и весь его деморализующий деспотизм, отразившийся зловредным влиянием на его потомстве. За любовь Петра к идеалу русского народа, русский человек будет любить Петра до тех пор, пока сам не утратит для себя народного идеала, и ради этой любви простит ему все, что тяжелым бременем легло на его памяти » .
Обучающиеся сравнивают, делают выводы о неоднозначности оценки преобразований, формируется умение определять исторические перспективы развития государства и народа.