«Обыкновенная история», анализ романа Гончарова
История создания
Роман, впервые опубликованный в «Современнике» в 1847 г., автобиографичен: в Саше Адуеве легко узнается Иван Гончаров в ту пору, когда все свободное от службы время он посвящал писанию стихов и прозы. «Кипами исписанной бумаги я топил потом печки», — вспоминал писатель. «Обыкновенная история» — первое произведение, с которым Гончаров решился выйти на публику. В стихах, приписанных Саше, литературоведы узнают подлинные стихи автора . В Сашиных стихах перепеваются «общие места» романтизма: и тоска, и
Литературное направление
Гончаров — яркий представитель того литературного поколения, которое, по выражению современного исследователя В. Г. Щукина, «изо всех сил старалось подчеркнуть свою враждебность к преодоленному ими романтическому мироощущению»: для него «антиромантический реализм был в 1840-х гг. чем-то вроде самореабилитации, расчета с романтическим прошлым».
Жанр
«Обыкновенная история» — типичный роман воспитания, изображающий коренные изменения в мировоззрении и характере
Проблематика
Проблема неизбежности перемен в человеке под влиянием перемен в обществе — главная в романе, но отношение к ней отнюдь не однозначно: в самом названии есть доля горькой иронии, сожаление о наивных, но чистых идеалах юности. И отсюда вторая немаловажная проблема, состоящая в том, что индивид, прекрасно адаптированный социально, отнюдь не способен гарантировать простых общечеловеческих ценностей ни самому себе, ни своим близким.
Главные действующие лица
Адуев-младший — прекраснодушный юноша, с которым по ходу романа происходит «обыкновенная история» возмужания и очерствения.
Адуев-старший , дядя Александра, — «человек дела».
Лизавета Александровна — молодая жена Петра Иваныча, она любит и уважает мужа, но искренне сочувствует и племяннику.
Стиль, сюжет и композиция
Роман Гончарова — исключительный случай стилистической зрелости, подлинного мастерства дебютного произведения. Ирония, которой пронизано авторское изложение, тонка, подчас неуловима и проявляется задним числом, когда простая, но изящная композиция романа заставляет читателя вернуться к некоторым сюжетным коллизиям. Подобно дирижеру, автор управляет темпом и ритмом чтения, заставляя вчитываться в ту или иную фразу, а то и возвращаться назад.
В начале романа Саша, окончив курс наук, живет в своей деревне. Мать и дворня молятся на него, соседка Софья в него влюблена, лучший друг Поспелов пишет длинные письма и получает такие же ответы. Саша твердо убежден, что его с нетерпением ожидает столица, а в ней — блестящая карьера.
В Петербурге Саша живет в соседней с дядей квартире, забывает Сонечку и влюбляется в Наденьку, которой и посвящает романтические стихи. Надя, вскоре позабыв свои клятвы, увлекается более взрослым и интересным человеком. Так жизнь преподает Саше первый урок, отмахнуться от которого не так легко, как от неудач в поэзии, на службе.
Однако «негативный» любовный опыт Александра ждал своего часа и был востребован, когда ему самому представился случай отбить молодую вдову Юлию Тафаеву у влюбленного в нее дядиного компаньона. Подсознательно Александр жаждал «мести»: Юлии, вскоре им оставленной, надлежало пострадать вместо Нади.
И вот теперь, когда Саша понемногу начинает разбираться в жизни, она ему и опротивела. Работа — хоть на службе, хоть в литературе — требует труда, а не только «вдохновения». И любовь — труд, и у нее есть свои законы, будни, испытания.
Саша исповедуется Лизе: «Я изведал всю пустоту и всю ничтожность жизни — и глубоко презираю ее».
И тут в разгар Сашиных «страданий» является подлинный страдалец: входит дядюшка, невыносимо страдающий от боли в пояснице. А безжалостный племянник его же еще и обвиняет в том, что и его жизнь не задалась. У читателя возникает уже второй повод пожалеть Адуева-старшего — в виде подозрения, что у него не только с поясницей, но и с женой не сложилось.
А ведь, казалось бы, он-то и достиг успеха: вскоре получит должность директора канцелярии, титул действительного статского советника; он богатый капиталист, «заводчик», в то время как Адуев-младший на самом дне житейской пропасти. Прошло 8 лет со дня его приезда в столицу. 28-летний Александр с позором возвращается в деревню. «Стоило приезжать!
Осрамил род Адуевых!» — заключает их спор Петр Иваныч.
Прожив в деревне года полтора и похоронив мать, Саша пишет умные, ласковые письма дяде и тете, сообщая им о своем желании вернуться в столицу и прося о дружбе, совете и покровительстве. Этими письмами заканчивается спор, да и сам сюжет романа. Вот вроде бы и вся «обыкновенная история»: дядя оказался прав, племянник взялся за ум…
Однако эпилог романа оказывается неожиданным.
…Спустя 4 года после вторичного приезда Александра в Петербург он появляется вновь, 34-летний, пополневший, оплешивевший, но с достоинством носящий «свой крест» — орден на шее. В осанке же его дяди, уже «отпраздновавшего 50-летний юбилей», достоинства и самоуверенности поубавилось: больна, и быть может опасно, жена Лиза. Муж говорит ей, что решил бросить службу, продает завод и увозит ее в Италию, чтобы посвятить ей «остатки жизни».
Племянник является к дяде с радостной вестью: он присмотрел себе юную и богатую невесту, и отец ее уже дал ему свое согласие: «Идите, говорит, только по следам вашего дядюшки!»
«А помните, какое письмо вы написали мне из деревни? — говорит ему Лиза. — Там вы поняли, растолковали себе жизнь…» И читателю невольно приходится вернуться назад: «Не быть причастным страданиям значит не быть причастным всей полноте жизни». Почему Александр сознательно отказался от найденного соответствия жизни и собственного характера? Что заставило его цинично предпочесть карьеру ради карьеры и женитьбу ради богатства и без всякого интереса к чувствам не только богатой, но юной и, видимо, красивой невесты, которой ведь тоже, как и Лизе, «нужно и еще чего-нибудь немножко, кроме здравого смысла!»?..
Для ответа на все эти вопросы в эпилоге не остается места, и читатель должен просто поверить в такое перерождение поэта-романтика в скучного циника, а о причинах должен догадаться сам.