«Волшебная гора», художественный анализ романа Томаса Манна
Роман «Волшебная гора» вырос из сатирической повести, которую Томас Манн решил написать после посещения одного из санаториев Давоса, где в то время лечилась его супруга Катя. Основной идеей произведения должно было стать высмеивание человеческой неприспособленности к реальной жизни и, как следствие, бегство личности в болезнь. Работа над «Волшебной горой» была начата в 1912-м году, прервана Первой мировой войной и вновь возобновлена в 1920-м.
Двухтомный роман был выпущен в 1924-м году издательством С. Фишер.
Первоначальная идея
Приличная рента, оставшаяся после смерти родителей, и «уважительная причина» в виде болезни, открывают перед главным героем уникальную
В Жанровом плане «Волшебная гора» обращается не только к сатирическому началу, но и сочетает в себе черты психологического , бытового , исторического , философского и романа-воспитания .
Сам автор называет свое произведение «романом о времени» . Время в «Волшебной горе» рассматривается Томасом Манном со всех возможных точек зрения:
- Время романа: по мнению автора, это и реальное время, за которое прочитывается текст, и художественное время, имеющее практически безграничные возможности ; Историческое время ; Время как физическая субстанция и характеристика предметного мира.
Томас Манн исследует время через внутреннее восприятие его человеком. В романе время соотносится с пространством: как и большое расстояние, так и продолжительное время, позволяет Гансу Касторпу отрешиться от привычных связей и погрузиться в новое для него место, общество и состояние. «Санаторное» время противопоставляется в «Волшебной горе» «равнинному» времени здорового человека: по мнению Иоахима Цимсена, время в «Берггофе» «и летит, и тянется», но преимущественно «стоит на месте». Связано это с тем, что жизнь в горах застывает в своих постоянно повторяющихся событиях , в то время как «там внизу жизнь приносит за год столько перемен» . Для выпившего Ганса Касторпа время и вовсе перестает существовать, в трезвом же состоянии он меряет его через те радости, которые даются ему жизнью в течение дня — к примеру, курением любимой сигары.
Попытка осмыслить время замедляет ход минут, между тем, как время, проведенное без размышлений о нем, «проносится просто мгновенно» . Рассуждая о времени, Ганс Касторп, во-первых, отказывает ему в определении «сущности», а, во-вторых, возводит его в ранг субъективных величин: «Если оно человеку кажется долгим, значит оно долгое, а если коротким, так оно короткое, а насколько оно долгое или короткое в действительности — этого никто не знает». Измерение времени через пространство , по мнению главного героя, не имеет смысла, поскольку все то же пространство никак нельзя измерить временем: к примеру, реальный путь из Гамбурга до Давоса занимает двадцать часов поездом, гораздо больше времени — пешком и меньше секунды в мыслях.
Наполненность или пустота времени, только на первый взгляд, сказываются на его восприятии человеком: распространенное мнение, что интересные события убыстряют время, а скучные — задерживают, касается только небольших величин; большое количество пустого времени имеет обыкновение проноситься быстро, а заполненного впечатлениями — тянутся невероятно медленно. Убыстрение времени может быть связано и с ожиданием чего-то важного человеком: к примеру, Ганс Касторп, ждущий очередной воскресной встречи со своей возлюбленной в месте раздачи почты, «проглатывает» неделю, подобного обжоре, который ест, не замечая ценности пищи.
Тема любви в романе связана с образом молодой русской пациентки Клавдии Шоша, в которую влюбляется не только главный герой, но и другие больные. Сама же девушка выбирает в свои временные спутники богатого кофейного плантатора — голландца Питера Пеперкорна. Последний воплощает в своем образе идею гедонизма: страдающий от тропической лихорадки Пеперкорн даже в болезни строит свою жизнь так, чтобы получать от нее удовольствие — он вкусно ест, много пьет, радуется всем без исключения людям и любит всем своим существом.
Итальянский литератор Лодовико Сеттимбрини соотносится в «Волшебной горе» со свободой, революцией, стремлением к обновлению мироустройства. Его идейный противник — консерватор Нафта, напротив, стоит на позиции незыблемости традиционных ценностей. Вместе они представляют собой Разум и являются антагонистами Питера Пеперкорна и Клавдии Шоша, являющимися выражением Чувственного начала жизни.
Ганс Касторп не принадлежит ни к одной из сторон: он стремится к познанию, но ни одна из услышанных идей не захватывает его слишком глубоко; он влюбляется в прелестную женщину, но она почти не отвечает ему взаимностью. Со временем главным героем, как и большинством пациентов санатория, овладевает «демон тупоумия», справиться с которым оказывается под силу только Войне, вырывающей его на равнину и бросающей в самую гущу жизни и смерти.