«В стихи б я внес дыханье роз…»

Урок моделирующего типа по лирике Б. Л. Пастернака

Основу моделирующей деятельности школь­ников на уроке литературы составляет работа с символическим образом, направленная на раскрытие художественных смыслов этого образа, то есть его концепции.

Сам символический образ может быть художественной реальностью — и в этом случае моделирующая деятельность школьников охватывает те сегменты художественного текста, в которых он непосредственно встречается.

Если перед нами центральный образ, то работа с ним во многом предопределена

самим художественным текстом, его структурой. Но образ этот может быть периферийным и иметь отношение к тому или иному эпизоду, фрагменту и т. п. и восприниматься читателем как некая частность, более или менее значимая в процессе постижения художественного мира произведения. Несмотря на свое достаточно скромное место в едином целом, этот образ подчас накладывается на другие фрагменты текста, ему органичные.

Если мы идем по такому пути, то неизбежно расширяем художественное поле, в пределах которого существует символический образ, и соответственно повышаем эстетический статус последнего. «Манипуляции» подобного

рода могут показаться достаточно спорными, но, характеризуя и оценивая их, мы должны помнить следующее: перед нами именно учебный прием, помогающий лучше осознать художественный мир изучаемого литературного произведения и не претендующий на то, чтобы изменить художественную структуру последнего, нарушив тем самым творческую волю самого автора.

Юный читатель на этапах анализа и интерпретации литературного произведения может оперировать и образом, отсутствующим в самом произведении, но, какой бы ни была степень его свободы в отношении к тексту, его реалиям, моделирующая деятельность имеет только один вектор — смысловое ядро, художественный нерв произведения, отражающий авторскую позицию, авторское восприятие и понимание мира. Сама же постановка в центр внимания именно символического образа как некоего сгустка эмоциональной и интеллектуальной энергии отражает специфику искусства, процедура постижения которого становится соприродной его законам.

Кратко охарактеризуем систему изучения лирического творчества Б. Л. Пастернака в одиннадцатом классе, примечательные особенности которой заключаются в следующем: 1) на каждом уроке присутствует образ или образный ход, выполняющий синтезирующую функцию и включающий механизм моделирования читательской интерпретации; 2) лирические произведения, входящие в ассоциативный ряд, объединены не только образом или образами одного семантического ряда, но и тематически . Ниже приводится таблица, демонстрирующая образно-тематическую сторону занятий по лирике Б. Л. Пастернака.

На уроке «В стихи б я внес дыханье роз…» в центре внимания одиннадцатиклассников оказывается тема творчества в произведениях Б. Л. Пастернака.

В начале урока звучит стихотворение «Что почек, что клейких заплывших огарков…» из цикла «Весна» , в котором поэзия уподобляется греческой губке в присосках, которую можно положить «на мокрую доску зеленой садовой скамейки», для того чтобы она вбирала облака и овраги, то есть окружающий мир. А ночью эта губка будет выжата «во здравие жадной бумаги». Далее на основе этого стихотворения ученики формулируют следующую гипотезу: «Образ губки, вбирающей в себя окружающий мир, наиболее точно отражает взгляд Б. Л. Пастернака на характер отношений между искусством и реальностью, взгляд, не претерпевавший с течением лет сущностных изменений».

Отметим, что на этом занятии создание гипотезы на основе наблюдения выполняет функцию формирования мотивационно-установочной ситуации, так как любой поэтический текст, оказывающийся в центре внимания позднее, будет соотноситься с эстетической позицией Пастернака, сформулированной на основе раннего его стихотворения и выраженной при помощи символического образа. То есть на начальном этапе занятия четко определяется само направление «педагогического сюжета».

Учитель читает «Определение поэзии» и просит учащихся охарактеризовать звучание стиха. Одиннадцатиклассники называют его резким. Следующий вопрос: «Какими способами автор добивается резкого звучания стиха?»

Это — круто налившийся свист, Это — щелканье сдавленных льдинок. Это — ночь, леденящая лист, Это — двух соловьев поединок. Это — сладкий заглохший горох, Это — слезы вселенной в лопатках, Это — с пультов и c флейт — Figaro Низвергается градом на грядку.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: «В стихи б я внес дыханье роз…»