«В стихи б я внес дыханье роз…»
Урок моделирующего типа по лирике Б. Л. Пастернака
Основу моделирующей деятельности школьников на уроке литературы составляет работа с символическим образом, направленная на раскрытие художественных смыслов этого образа, то есть его концепции.
Сам символический образ может быть художественной реальностью — и в этом случае моделирующая деятельность школьников охватывает те сегменты художественного текста, в которых он непосредственно встречается.
Если перед нами центральный образ, то работа с ним во многом предопределена
Если мы идем по такому пути, то неизбежно расширяем художественное поле, в пределах которого существует символический образ, и соответственно повышаем эстетический статус последнего. «Манипуляции» подобного
Юный читатель на этапах анализа и интерпретации литературного произведения может оперировать и образом, отсутствующим в самом произведении, но, какой бы ни была степень его свободы в отношении к тексту, его реалиям, моделирующая деятельность имеет только один вектор — смысловое ядро, художественный нерв произведения, отражающий авторскую позицию, авторское восприятие и понимание мира. Сама же постановка в центр внимания именно символического образа как некоего сгустка эмоциональной и интеллектуальной энергии отражает специфику искусства, процедура постижения которого становится соприродной его законам.
Кратко охарактеризуем систему изучения лирического творчества Б. Л. Пастернака в одиннадцатом классе, примечательные особенности которой заключаются в следующем: 1) на каждом уроке присутствует образ или образный ход, выполняющий синтезирующую функцию и включающий механизм моделирования читательской интерпретации; 2) лирические произведения, входящие в ассоциативный ряд, объединены не только образом или образами одного семантического ряда, но и тематически . Ниже приводится таблица, демонстрирующая образно-тематическую сторону занятий по лирике Б. Л. Пастернака.
На уроке «В стихи б я внес дыханье роз…» в центре внимания одиннадцатиклассников оказывается тема творчества в произведениях Б. Л. Пастернака.
В начале урока звучит стихотворение «Что почек, что клейких заплывших огарков…» из цикла «Весна» , в котором поэзия уподобляется греческой губке в присосках, которую можно положить «на мокрую доску зеленой садовой скамейки», для того чтобы она вбирала облака и овраги, то есть окружающий мир. А ночью эта губка будет выжата «во здравие жадной бумаги». Далее на основе этого стихотворения ученики формулируют следующую гипотезу: «Образ губки, вбирающей в себя окружающий мир, наиболее точно отражает взгляд Б. Л. Пастернака на характер отношений между искусством и реальностью, взгляд, не претерпевавший с течением лет сущностных изменений».
Отметим, что на этом занятии создание гипотезы на основе наблюдения выполняет функцию формирования мотивационно-установочной ситуации, так как любой поэтический текст, оказывающийся в центре внимания позднее, будет соотноситься с эстетической позицией Пастернака, сформулированной на основе раннего его стихотворения и выраженной при помощи символического образа. То есть на начальном этапе занятия четко определяется само направление «педагогического сюжета».
Учитель читает «Определение поэзии» и просит учащихся охарактеризовать звучание стиха. Одиннадцатиклассники называют его резким. Следующий вопрос: «Какими способами автор добивается резкого звучания стиха?»
Это — круто налившийся свист, Это — щелканье сдавленных льдинок. Это — ночь, леденящая лист, Это — двух соловьев поединок. Это — сладкий заглохший горох, Это — слезы вселенной в лопатках, Это — с пультов и c флейт — Figaro Низвергается градом на грядку.