Система уроков по повести И. С. Тургенева «Ася» в 8 классе. Краткое изложение текста
Повесть И. С. Тургенева «Ася» не так давно включена в программу 8 класса. Она затрагивает любовно-психологические вопросы, которые волнуют современных восьмиклассников. Материал произведения позволит также поговорить о таких важнейших нравственных ценностях, как честность, Порядочность, ответственность за свои поступки, а затем перейти к обсуждению более глобальных проблем: о цели и смысле жизни, о выборе жизненного пути, о формировании личности, о взаимосвязи человека и природы. Многие из названных выше проблем уже затрагивались при
С отдельными произведениями Тургенева учащиеся знакомились в предыдущие годы. Хотелось бы, чтобы и эта встреча взволновала учеников, заставилась задуматься над «вечными» проблемами, по-новому раскрыла особенности творчества интереснейшего русского писателя. На изучение повести целесообразно отвести 4 урока. Причем обсуждение вести по линейно-последовательному принципу освоения художественного текста.
Изучая повесть, постараемся донести до учащихся ее поэтическое обаяние, красоту
Как же спланировать весь материал?
1 урок — Гуманность творчества Тургенева. Знакомство с героями повести. Роль пейзажа в произведении.
2 урок — «Что за хамелеон эта девушка!»
3 урок — «У счастья нет завтрашнего дня».
4 урок — Современники Тургенева о повести «Ася». Образ тургеневской девушки в произведении.
Конкретно материал по урокам распределяется следующим образом.
1 урок.
Тема: Гуманность творчества Тургенева. Знакомство с героями повести «Ася». Роль пейзажа в произведении.
Цели урока:
1) знакомство с основными направлениями творчества Тургенева; с героями повести «Ася»; 2) углубления знаний о роли пейзажа в произведении; 3) развитие умения толковать литературный текст.
Ход урока 1. Учитель зачитывает слова И. С. Тургенева — отклик на смерть Н. В. Гоголя, чью комедию «Ревизор» только что читали и обсуждали ; говорит о том, что одно из добрых чувств, воспеваемых Тургеневым, — любовь, благородство в отношении к женщине. — Послушайте стихотворения в прозе Тургенева, созданные им в конце жизни. На фоне музыки П. И. Чайковского «Времена года. Баркарола. Июнь.» звучат в исполнении заранее подготовленных учащихся стихотворения «Я шел среди высоких гор…» и «Роза». — Что объединяет эти стихотворения повестью «Ася»? .
2. Учитель говорит об истории создания повести «Ася», читает об этом материал из учебника, рассказывает историю незаконнорожденной дочери Тургенева.
3. Анализ повести «Ася»
1) Почему повесть называется «Ася»
2) Каково ее настоящее имя? Анна в переводе означает «грация, миловидность», а Анастасия — рожденная заново. Почему же автор миловидную, грациозную Анну упорно величает Асей? Когда же происходит рождение заново?
Вернемся к этому вопросу позже, а пока запомним, что у Тургенева название произведения всегда значимо.
3) От чьего имени ведется повествование? Как зовут героя? Почему Тургенев оказывает ему в имени?
Что вы можете сказать о нем, каковы его занятия, увлечения? Что значит «жил без оглядки»?
4) Главный герой повести Тургенева, от лица которого ведется повествование, — двадцатипятилетний богач, путешествующий, говоря его собственными словами, «без всякой цели, без плана». Юноше незнакомы мучительные раздумья о смысле существования. Единственное, что руководит героем в жизни, — это его собственное хотение. «Я был здоров, молод, весел, деньги у меня не переводились, заботы не успели завестись — я жил без оглядки, делал что хотел, процветал, одним словом», — признается рассказчик.
Заострим внимание учащихся на словах «…я жил без оглядки…», ибо в них выражено жизненное credo центрального персонажа повести. «Без оглядки» — показатель степени его социальной раскрепощенности, которая определяется не только и не столько необремененностью всякого рода житейскими хлопотами и отсутствием раздумий о дне завтрашнем, сколько известной свободой в плане морально-этическом. «Без оглядки» — значит «не задумываясь о последствиях своих поступков», «не возлагая на себя ответственности за судьбу ближнего». «Без оглядки» подразумевает, таким образом, абсолютную свободу хотений и действий без каких бы то ни было нравственных обязательств со своей стороны. Но Н. Н. отнюдь не утратил способности отличать добро от зла, свобода воли не переходит у него в неограниченный индивидуализм. Это славный, добрый юноша, далекий от пошлости и снобизма. Почему Н. Н оказался в городке 3? Посмотрим, какими словами говорит Тургенев о чувствах героя, какое отношение сквозит в словах: «поражен в сердце», «жестоко меня уязвила», «краснощекий лейтенант» и т. д. .
5) Обратим внимание, какую роль играет пейзаж в раскрытии человеческого характера. Каково отношение героя к природе? . Обращаем внимание на деталь в пейзаже Тургенева: лунный свет «безмятежный», лучи — «неподвижные», свисток звучит «сонно», собака ворчит «вполголоса». В то же время все «живет» и «дышит», покой лишь видимость, статика таит в себе пульс идущей чередом жизни. Герою городок близок по ритму Н. Н., здесь чувствует себя комфортно.
Итак, пейзаж помогает понять внутреннее состояние человека, его характер.
6) Куда переносится действие? Похожи ли два это городка? Докажите текстом. . .
7) Здесь происходит знакомство Н. Н. с Асей, одной из ряда «тургеневских девушек». Прочитаем портрет Аси . Красива ли она? . Что важно в портрете Тургеневу? . Одна из особенностей тургеневского портрета — ключевое слово, которое играет свою роль в повествовании. Каково ключевое слово для Аси? . Этим — неповторимостью, грациозностью, обаянием — будут отличаться все «тургеневские девушки».
8) Прочтите портрет Гагина. Определите для него ключевое слово .
9) Докажите, что у Тургенева портрет в первую очередь психологический. .
10) Тургенев рисует Асю романтической девушкой, тонко чувствующей красоту и поэзию окружающего мира. В эпизоде прощания Аси и Гагарина после первой встречи есть много символов. Величественная река — символ жизненного пути; лунная дорожка — небесный путь, освящение свыше. И Ася отмечает: «Вы в лунный столб въехали. Вы его разбили!» Голос судьбы прозвучал, но герой его не услыхал.
Почему?
11) В каком состоянии герой расстался с Асей после 1 встречи? Что изменило его настроение?
Учитель: Природа и музыка — вечные спутники влюбленности. Своих героев автор наделяет тем, что умел сам: чувствовать и понимать окружающий мир.
12) Зачем приходит к герою Гагин в 3 главе? Но в этой главе нет описания природы! Почему?
Когда герой начинает восхищаться природой? . Итак, Ася как будто освещает все вокруг, с ней мир оживает, человек становится счастливее.
Домашнее задание: 1) перечитать 4 — 10 главы; 2) выписать реплики — характеристики Аси, данные Гагиным, сделать вывод о нраве и характере героини; 3) Как понимаете слова рассказчика «Что за хамелеон эта девушка!»? 4) Индивидуальное задание двум сильным учащимся: показать зарождение и эволюцию любовного чувства в герое.
— — — — —
2 урок.
Тема. «Что за хамелеон эта девушка!»
Цель:
1) углублять умение анализировать текст художественного произведения, находить детали, определять их роль; 2) развивать умение характеризовать литературных героев; 3) развивать умение анализировать эпизоды.
Ход урока.
I. Опрос — проверка домашнего задания.
1. Зачитайте характеристики Аси, данные Гагиным. 2. Что нового мы узнаем об Асе из ее портретов в 4 -5 главах? 3. Какой облик складывается из всего сказанного? Как вы понимаете слова Н. Н. о ней ? .
II. Влияние Аси на героя.
1) Что дает возможность Н. Н. назвать Асю «совершенно русскою девушкой»? 2)Что понимает Н. Н., глядя на Асю? .
III. Зарождение и эволюция любовного чувства в герое. . Тургенев мастерски показывает зарождение любовного чувства в герое:
— 1-ое свидание — показалось Н. Н. очень миловидной; — в домике Гагиных — герой чувствует себя беспричинно счастливым: — сцена у развалин, бессонная ночь, когда думает о «капризной девочке с натянутым смехом»; — смущает тайна Аси; узнает ее, почувствовал сладость; — но в начале 11 главы говорит, что «о завтрашнем дне не думал, мне было очень хорошо». Он такой же: «жил без оглядки» и сейчас не думает о будущем. Почему это — ответим на следующем уроке.
IV. Беседа по 8 главе.
1) Что узнает герой об Асе из рассказа Гагина? Перескажите историю Аси.
2) Почему Гагин поведал историю Аси Н. Н.?
3) На что в сестре обращает внимание рассказчика Гагин? Докажите текстом.
4) Каково отношение Н. Н. к Асе после этого разговора? Найдите в тексте ответ на этот вопрос.
V. Анализ 9 главы.
1) Составление в тетрадях и на доске таблицы «Две встречи — два разговора» Читаем 9 главу и выписываем из нее в таблицу слова.
9 глава 16 глава
1) цвет Светлые глаза, бледное лицо, синева неба, покраснели, черный кот с желтыми глазами Темно, бледный, как мрамор 2) свет Ясный, солнечный луч, все радостно сияло, блеск воздуха, какие-то тени пробежали по лицу 3) как говорят герои Ася — доверчивая ласка в голосе, прошептала, задумчиво, засмеялась тихим легким смехом, Н. Н. промолвил, засмеялся Испуганный шепот, прерывистые звуки, резкие слова 4) ключевой образ Образ летящей птицы Словно мертвая птица, испуганная птичка 5) интонация, настроение Светлая, печальная Горечь, печаль .
2) В чем смысл разговора о крыльях?
3) Какая музыка звучит? Когда он уже звучал?
VI. Роль 10 главы.
1) Что почувствовал герой?
2) Снова пейзажно-психологическая зарисовка помогает понять героя, его состояние. Почему тревога? Предчувствуем, что не сложатся их взаимоотношения. Недаром Ася сравнивает себя с Татьяной Лариной, которая в любви не была счастлива. Как Онегин с Татьяной, так и Ася с Н. Н. слишком разные люди.
Вот и попробуйте это доказать.
Домашнее задание. 1) Доказать по 11-12 главам, сто Ася и Н. Н. — разные, не созданные друг для друга ; 2) Заполнить вторую часть таблицы по 16 главе ; 3) Продумать ответы на вопросы: — Почему Асе «лететь некуда»? Почему она не танцует? — Виноват ли герой в своей судьбе?
— — — — —
3 урок
Тема. «У счастья нет завтрашнего дня»
Цель:
1) развивать умение определять проблематику произведения; 2) развитие умения толковать текст повести.
Ход урока
I. Беседа по 11 — 15 главам
1) Что изменилось в поведении Аси? Почему?
2) Как вы понимаете слова Аси, что ей «лететь некуда»? .
3) Все поведение Аси говорит о том, что она готова на все ради любви. Найдите в тексте доказательства этому.
4) Тургенев подводит нас к тому, что не судьба героям быть вместе. Какими деталями показывает писатель то, что Ася и Н. Н. — совершенно разные, не подходящие друг другу люди? .
А. Наблюдение за художественными деталями 11 — 12 глав:
Он Она веселый печалится любуется боится вошел хочет бежать не думал ни о чем о многом думала ему очень хорошо мысль о смерти смеется дает клятву
Б. Почему не стала Ася танцевать во 2-ой раз?
В. Почему Гагин убежден, что свадьбы не будет ?
5) Почему Н. Н. не обрадовался, узнав, что Ася его любит? 6) К какому решению приходит рассказчик, почему? Что можно сказать о нем?
Учитель делает вывод о том, что в этом смысле повесть Тургенева оказывается повестью о выборе жизненной позиции героем, который предпочел спокойствие «бескрылого» существования беспокойному и переменчивому потоку полноправного человеческого бытия.
II. Обратимся к сцене разрыва
1) На прошлом уроке мы говорили о свидании героев в главе 9. Дома вы перечитывали сцену последнего объяснения Аси и Н. Н. Послушайте 2 мелодии и скажите, какая музыка более соответствует интонации какой сцены? 2) Прочитаем сцену разрыва 3) Какие художественные детали вы отметили дома в таблице? 4) Предает ли герой Асю? В чем? 5) Как ведет себя Н. Н. после этого свидания?
6) Каково отношение Тургенева к этому поступку героя, как он его высказывает? 7) Как расплачивается герой за свою душевную слабость? . 8) Зачем включена в текст глава 22? Перечитаем ее
— О чем нас заставляет задуматься Тургенев? .
А как воспринимали повесть современники Тургенева? Об этом поговорим на следующем уроке.
Домашнее задание.
Задания даются 3 группам учащихся : 1 группа — какой предстает тургеневская девушка в повести? 2 группа — прочитать высказывание Д. И. Писарева о повести и подобрать аргументы, подтверждающие о опровергающие позицию критика. 3 группа — то же задание, что у 2 группы но по отрывку из статьи Н. Г. Чернышевского
— — — — —
4 урок
Тема: Современники Тургенева о повести «Ася». Образ тургеневской девушки в произведении.
Цели:
1) развивать умение обобщать сказанное о герое; 2) знакомство с отзывами о повести критиков.
Ход урока
I. Учитель говорит об Асе как одной из тургеневских девушек. Что же это за литературный тип?
Выступление учащихся 1 группы, в ходе которого выясняется то, что характерно для тургеневской девушки: — Душа, которую невозможно не полюбить. — Нежность, способность на искренние сильные чувства, отсутствие искусственности, фальши, кокетства. — Самобытность, естественность, непосредственность. — Устремленность в будущее. — Сильный характер, готовность к самопожертвованию. — Грациозность, обаятельность.
II. Противоречивость характеров героев и ситуаций в повести «Ася» вызвала сразу после публикации волну споров среди читателей — современников. Эти споры получили свое отражение и в высказываниях литературных критиков.
1) Высказывание Писарева. — Какие стороны характера Аси отмечает Писарев? — Как критик характеризует героя? Согласитесь или опровергните его мнения
2) Что говорит Чернышевский об Н. Н.? В чем вы согласны с ним, в чем — нет? Почему критик говорит не о вине, а о беде главного героя?
3) В чем вы видите нравственное превосходство тургеневской девушки, героини повести, над героем?
Учитель подводит итог высказываниям учащихся о повести. Отмечает, что за время работы над повестью удалось познакомиться с творческой манерой писателя, разговор о котором будет продолжен в 10 классе.
— — — — —
Таково содержание уроков по повести Тургенева «Ася».Анализ произведения заставил задуматься учащихся над многими нравственными проблемами. В ходе уроков ученики, вчитываясь в текст, вникали в такие особенности творческой манеры писателя, как психологический портрет, символика повествования, значимые имена героев, само название произведения, отмечали роль пейзажа в раскрытии характера героя. Это поможет ребятам глубже понять произведения И. С. Тургенева.
После изучения повести «Ася» многие ребята говорили, что далеко не все им было понятно как в героине, так и в Н. Н. Уроки помогли учащимся разобраться в поставленных писателем вопросах, научили обращать внимание на способы раскрытия психологии человека в художественном произведении.