Урок по теме: «ЧТО ТАКОЕ ЭМБЛЕМЫ, ЗАЧЕМ ОНИ НУЖНЫ ЛЮДЯМ» — скачать бесплатно
Тема: ЧТО ТАКОЕ ЭМБЛЕМЫ, ЗАЧЕМ ОНИ НУЖНЫ ЛЮДЯМ
Цель:
Продолжить формирование понятия о символическом характере декоративного искусства на примере эмблем. . Познакомить с символами и эмблемами, используемыми в нашем обществе, сферами их применения, значением их элементов.
Закдачи:
Образовательная: Приобщение учащихся к истокам мировой и национальной культуры через расширение и углубление знаний и представлений о прекрасном, через изображение декоративной символики как обозначении жизненно важных для человека смыслов.
Развивающая:
Вспитывающая: Воспитывать творческую и познавательную активность, нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству.
Планируемые результаты для ученика:
Личностные: Формирование мотивации к изучению данной темы для понимания орнаментальной символики славянского народа, В процессе рефлексии умение проводить самооценку;
Предметные: Осознанное понимание условно-символический характер орнаментальности, изобразительной условности искусства геральдики;
Самостоятельное определение
Осмысление специфики языка символов и Получение возможности Применения на практике образного языка знаков и символов геральдики.
Метапредметные :
Личностные : Проявление эмоциональной отзывчивости понимание роли искусства в эстетическом и интеллектуальном развитии и необходимость изучения данной темы для понимания символики геральдики.
Осмысленние и эмоционально-ценностное восприятие визуальных образов — символов и знаков. Осваивание новых видов деятельности, участие в творческом, созидательном процессе.
Познавательные: выделение познавательной цели о характерных особенностях символики гербов, поиск информации в учебнике.
Выбор способов Решения : выбор способов решения: поиски композиции, материалов, знаково — символических изображений.
Логические УУД : а Нализ объектов с целью выделения существенных признаков Синтез — составление цельного образа из характерных элементов. Использование рисуночных и простых символических вариантов эмблемы
Регулятивные: Определение проблемы и правильная постановка учебной задачи.
Планирование учебно — познавательной и практической деятельности
Целеполагание.
Прогнозирование и предвидение конечного результата
Коммуникативные: Развивать навыки и умение с достаточной полнотой и ясностью выражать свои мысли, формулировать свою точку зрения.
Развивать навыки сотрудничества, разрешения конфликта. Управление поведением партнера
Умение воспринимать различные точки зрения.
Принимать участие в работе парами и группами
Домашнее задание. Пословицы, поговорки. Индивидуальные задания по просьбе учащихся, рекомендации.
Понятийный аппарат : символ, знак, герб, геральдика, символика.
Для учителя: ИКТ и средства обучения: Презентация. Олимпийская символика
Музыкальный ряд: марши
Литературный ряд: Пословицы, поговорки
Зрительный ряд: Схемы-таблицы с изображением знаков-символов, плакаты по охране труда, содержащие символы
Этикетки — символы на одежде, символы фирмы, торговой марки и т. п.. Олимпийская символика.
Рекомендуемые художественные материалы
Б Материалы на выбор учащихся
Графические материалы: гелевая ручка, фломастер. Бумага; белая, тонированная или в клетку
П Материалы на выбор учащихся:
Восковые мелки, . гуашь, кисти, тушь, палочку, перо. Бумага: белая, в клетку, тонированная или цветная.
Планируемая Творческая деятельность обучающихся
Б Выполнить этикетку — символ
П Выполнить знаки для школьных кабинетов
ПЛАН УРОКА
1. Беседа о месте символов и эмблем в жизни современного общества.
2. Постановка художественной задачи.
3. Выставка и анализ работ.
Ход урока
1. Организационный момент и введение в урок.
Беседа.
Музыкальный ряд: Звучит марш
Учащиеся Входят под музыку в класс, прикрепляют эмблемы на магниты на доску
Учитель Предлагает улыбнуться друг другу и тихо сесть.
Учащиеся Готовятся к уроку. Садятся за парты.
2 Актуализация знаний. Завязка.
2.1 Учитель: — Ребята! На прошлом уроке мы с вами говорили о гербах. С понятием герб очень тесно связано понятие Эмблема.
Эмблема — это условное символическое изображение каких-либо понятий, идей и т. д. Их появление относится к глубокой древности и тесно связано с возникновением письменности.
Рисунки первобытному человеку заменяли письменность. Рисунки-пиктограммы, рисунки-символы служили для передачи сообщения, информации.
В прошлом веке американский поэт Генри Лонгфелло написал книгу о легендарном вожде индейцев по имени Гайавата, которую назвал «Песнь о Гайавате».
Гайавата мудро правил своим народом. Он научил людей выращивать хлеб, строить лодки. А для того, чтобы свои знания передать потомкам, Гайавата придумал письменность. Вот как это было:
2.2 Учитель читает стихотворение:
Из мешка он вынул краски,
Всех цветов он вынул краски
И на гладкой на бересте
Много сделал тайных знаков,
Дивных и фигур, и знаков;
Все они изображали
Наши мысли, наши речи.
Белый круг был знаком жизни,
Черный круг был знаком смерти;
Дальше шли изображенья
Неба, звезд, луны и солнца,
Вод, лесов и горных высей,
И всего, что населяет
Землю вместе с человеком.
Для земли нарисовал он
Краской линию прямую,
Для небес — дугу над нею,
Для восхода — точку слева,
Для заката — точку справа.
А для полдня — на вершине.
Все пространство под дугою
Белый день обозначало,
Звезды в центре — время ночи,
А волнистые полоски —
Тучи, дождь и непогоду.
След, направленный к вигваму,
Был эмблемой приглашенья,
Знаком дружеского пира;
Окровавленные руки,
Грозно поднятые кверху, —
Знаком гнева и угрозы.
Учитель:
— Встречаются ли в нашей современной жизни такие знаки-символы, которые заменяют слова и целые предложения?
— Я просила вас подготовить и принести на урок примеры эмблем и символических обозначений, с которыми мы встречаемся в современном мире.
— Какие значки-пиктограммы придумали люди, чтобы обозначить различные указатели.
— А что у вас?
3.Совместное целеполагание. Диагностика первичных знаний.
Учитель: А теперь распределите свои эмблемы по группам: З группы: предупреждающие, направляющие, объясняющие
Учащиеся подходят к доске, берут эмблему и прикрепляют ее к определенной группе и аргументируют свой выбор.
Подведение итога игры. Вывод-проблема урока.
Учитель: Хорошо, молодцы, вы справились с поставленной задачей и я вижу, что в общих чертах вы можете определить к какой группе относятся эмблемы, какие элементы знаков предположительно должны быть использованы в эмблемах.
Но, что мы знаем о знаках, зашифрованных в них?
Мы знаем о них очень мало. Есть много ваших предположений и есть предложение — узнать о них больше. Мне понравилось — найти новые знаки для эмблем
Обобщение и формулировка цели учителем. — На сегодняшнем уроке мы закрепим знания о символическом характере декоративного искусства на примере эмблем, познакомимся с символами и эмблемами, используемыми в нашем обществе, сферами их применения, значением их элементов Найдем новые знаки и придумаем значки для школьных кабинетов. Я получила для вас творческое задание от школы которое предполагает не только изучить. но и создать эмблемы, которые предлагается использовать для украшения дверей кабинетов 1 сентября, когда по ним проходит экскурсия для первоклассников «Знакомство со школой» . Чтобы будущие ученики постарались сами догадаться, какие науки они здесь будут изучать. Поэтому отнеситесь с полной ответственностью к изучаемой теме урока и к творческой деятельности )
4.Сообщение новых знаний
Учитель : Сегодня на уроке узнаем о символическом характере эмблемы. Познакомимся с символами и знаками эмблемы, используемых в нашем обществе, сферами их применения, значением их элементов.
Для этого отправимся с вами на Олимпийские игры. Демонстрация презентации «Олимпийские игры».
— Для чего использовали знаки на олимпийских играх?
— Что они обозначали?
— Где использовались?
— Зачем?
— К какой группе их можно отнести?
Дети аргументируют свой ответ, доказывая примерами из жизни
— Молодцы, ребята, вы справились с задачей и поняли, какие знаки где применяются!
— А теперь нам нужно дать название нашему проекту.
Название проекта обсуждается учащимися, предлагаются свои варианты, Корректируются, оспариваются.
5 Планирование, подготовка и объяснение задания к практической работе. Проект — составление эскиза эмблемы для школьных кабинетов
Учитель Сейчас вам предстоит самим создать символ из знаков
ПРЕДЛАГАЕТСЯ 2 УРОВНЯ ЗАДАНИЯ Б. и П.
Задание 1
Выполнить этикетку — символ, используя материалы по выбору графические материалы: гелевая ручка, фломастер, бумага; белая, тонированная или в клетку
Задание 2
Выполнить знаки для школьных кабинетов, используя материалы по выбору: восковые мелки, . гуашь, кисти, тушь, палочку, перо. Бумага: белая, в клетку, тонированная или цветная.
6. Реализация творческой деятельности./Практическая работа учащихся. Самоконтроль. коррекция./ Веду индивидуальную консультационную работу с учащимися. Помогаю спланировать коррекцию , Стимулирую саморегуляцию .
7.Итог урока. Рефлексия.
Предлагаю Выборочно рассказать об эмблемах Выставить свои работы под заголовки название кабинетов. Те, кто изображал элементы-символы, размещают свои работы под данной табличкой ; кто создавал эмблему кабинета , и те, кто. кто работал над эскизом предмета и создал макет эмблемы — под третьей.
Учитель. Как вы считаете нам удалось выполнить порученное нам задание? Выставка ваших творческих работ говорит нам — ДА.
Молодцы, ребята. Вы отлично поработали и заслуживаете похвалы. Ведь каждый из вас вложил частичку творческого труда в наше общее дело.
Ну, а оцените вы себя, сами.