Урок для 5 класса по теме: «»Избушка на курьих ножках» из фортепианной сюиты «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского» — скачать бесплатно
5 класс. УРОК МУЗЫКИ
Тема полугодия: Музыка и изобразительное искусство. Можем ли мы увидеть музыку? Тема урока: «Избушка на курьих ножках» из фортепианной сюиты «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского.
Учебная цель: — познакомить учащихся с творчеством М. П. Мусоргского, прослушать «Избушку на курьих ножках»; — познакомиться с музыкальным произведением в форме «сюита»; — обобщить и закрепить понятие «трехчастная форма», термины «лад», «темп», «динамика», «звуковедение», «мелодия», «контраст».
У.: Наша сегодняшняя тема «Портрет в музыке». Что такое «портрет» в изобразительном искусстве? Д.: изображение человека в полный рост; нескольких человек изобразить; если
Д.: его нельзя можем увидеть; длится во времени; передает движение, настроение; картину можно рассматривать неспешно, а музыкальное произведение продолжается некоторое время и кончается; на картине все видно сразу, а когда слушаешь музыку, надо себе что-то вообразить; и разные люди могут вообразить разное… У.: Перед вами на доске записаны средства музыкальной выразительности. Выберите те из них, которые помогут вам понять музыкальный портрет. Объясните их назначение.
Д.: Темп — это скорость движения музыки, он позволяет определить, как двигался герой; позволяет узнать что-то о характере героя. Лад — мажор или минор — создает настроение героя. Мажор — это обычно радостное настроение, минор — грустное, задумчивое. Динамика — это громкость: чем ближе к нам герой, тем громче звучит музыка.
Мелодия — это образ героя, его мысли; это наши мысли о нем. У.: А что за средство — звуковедение? Д.: Это — как ведутся звуки в произведении. У.: А как можно вести звуки? . У.: Как соединяются эти звуки? Д.: Связно — это легато, а отрывисто — это стаккато.
Это тоже говорит нам что-то о характере героя и его настроении. У.: А что обозначает контраст? Д.: Черно-белый, непохожий. У.: А в музыке? Д.: Тихо-громко, быстро-медленно, легато-стаккато, мажор-минор.
У.: Молодцы! Все эти знания помогут нам понять, как же компози-тор создает музыкальные картины и что ему в этом помогает. Работа с материалом урока.
У.: Сегодня, ребята, мы познакомимся с творчеством крупнейшего русского композитора 19 века Модеста Петровича Мусоргского . Мусоргский создал много прекрасных произведений, особенно известны его оперы, которые ставят во многих театрах мира. Мусоргский родился в 1839 году в Псковской области. Уже в 7-9 лет он умел исполнять на фортепиано достаточно сложные пьесы.
В детстве он любил слушать сказки, которые он позже использовал при создании своих музыкальных произведений. Родители хотели, чтобы Модест Петрович стал военным и в 10 лет его отдали учиться в школу гвардейских подпрапорщиков в Петербурге. В это же время Модест Петрович усердно занимался музыкой.
В военной школе у него созрело решение отказаться от военной карьеры — это случилось в 1858 году, когда Мусоргскому было 19 лет. Дальнейшую свою жизнь Мусоргский посвятил сочинению музыкальных произведений — он стал известным композитором. Среди наиболее известных произведений Мусоргского — его оперы «Борис Годунов» и «Хованщина». Сегодня мы с вами послушаем и поговорим о другом произведении Мусоргского — его фортепианной сюите «Картинки с выставки». Кто из вас может объяснить, что такое сюита?
Может быть, кто-то знает об этом, слушал какую-либо сюиту? У.: Я предложу вам прослушать один музыкальный фрагмент. . Д.: Это музыка Баха; это часть одного из произведений Баха; это танец; это, наверное, часть сюиты. У.: Правильно: сюита — это несколько идущих подряд музыкальных произведений, которые связаны какой-то единой мыслью, единым замыслом автора. А сейчас послушайте историю создания сюиты Мусоргского «Картинки с выставки».
В феврале 1874 года В Академии художеств Петербурга открылась выставка недавно умершего художника и архитектора В. А. Гартмана, близкого друга Мусоргского. Посетив выставку, Мусоргский решил в память о своем друге написать музыкальное произве-дение, состоящее из нескольких пьес, каждая из которых была бы связана с одной из картин Гартмана. Так получилась сюита «Картинки с выставки», которая стала одним из известных произведений Мусоргского.
Одной из работ Гартмана на выставке была картина «Часы с кукушкой» . Опишите этот рисунок. Д.: Эта избушка в русском стиле; она яркая, веселая; рисунок очень красочный; на рисунке много желтого, красного цвета; цвета сочные, настроение веселое жизнерадостное. У.: Скажите, ребята, какие образы приходят к вам, когда вы смотрите на эту картину? Д.: Таинственные образы; сказочные герои; что-то страшное; нет, наоборот, веселое; образ Бабы-Яги…
У.: А знаете, у Мусоргского тоже возник образ Бабы-Яги. Он представил себе, что вместо кукушки в домике сидит сама Баба-Яга. У.: Как вы думаете, какую музыку сочинил при этом Мусоргский? Д.: Лад, наверное, мажор; темп быстрый; громкое звучание; звуковедение, скорее всего, стаккато; нет, музыка при Бабу-Ягу должна быть веселой, радостной.
У.: Давайте же послушаем фрагмент «Избушки на курьих ножах». Д.: У Мусоргского немного другая Баба-Яга, она страшная, грозная; она волшебная; музыка «прыгучая», грозная, устрашающая… У.: Давайте сейчас прочитаем три стихотворных фрагмента.
А каждый из вас напишет на опросном листе, какое из стихотворений больше всего, по-вашему, подходит к музыке. Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей, Избушка там на курьих ножках Стоит без окон и дверей.
Косы растрепаны, страшная, белая, Бегает, бегает, резвая, смелая… Пляшет колдунья под звон сосняка. С черною дрожью плывут облака. Машет колдунья руками костлявыми. Звезды моргают из туч над дубравами.
Серьгами змеи под космы привешаны, Кружится с вьюгою страшно и бешено.
Я Ягусенька-Яга, костяная ножка, Ох, люблю же иногда повредничать немножко. Ну, держись сейчас, дружок, Путь мой труден и далек, Вьюга, вьюга, прилетай, Все дорожки заметай. У.: Давайте сейчас прослушаем все произведение целиком. У.: Сейчас я хочу обратить ваше внимание на понятие «музыкальная форма».
Как вы понимаете это слово? У.: Давайте тогда подумаем, какой смысл мы складываем вообще в слово «форма». Д.: форма — это одежда: военная форма, школьная форма; предметы имеют разную форму: арбуз круглый, а огурец вытянутый; у человека бывает разная форма: один высокий, другой низкий, один толстый, другой худой…
У.: А бывает ли форма в музыке? Д.: Да, есть песня, есть танец; симфонии; рондо; этюды… У.: А в какой форме написаны «Картинки с выставки» Мусоргского?
Д.: В форме сюиты! У.: Докажите это. Д.: В начале урока мы говорили, что «Картинки с выставки» состоят и нескольких пьес, эти пьесы разные, но они вместе образуют единое произведение; пьесы следуют одна за другой; а это как раз и есть сюита! Д.: А я где-то читала, что слово «сюита» однокоренное со словом «свита» — только не пойму почему. У.: А давайте над этим вы подумаете дома.
Посмотрите значения обоих слов в словарях, в Интернете, а к следующему уроку сделаете сообщения на эту тему. У.: Давайте вернемся к «Избушке на курьих ножках» Мусоргского. Я задам вам несколько вопросов, а вы ответьте на них, выскажите свое мнение. Первый вопрос: какими средствами музыкальной выразительности композитор создал фантастический образ Бабы-Яги? Д.: Баба-Яга страшная, коварная, поэтому вначале музыка была громкая, устрашающая.
Потом музыка затихла — Баба-Яга представилась нам таинственной, загадочной. А потом опять музыка стала громкой. Баба-Яга прыгает скачками и колдует, поэтому ритм упругий.
Смена ритма и громкости создает впечатление таинственности… У.: Вы говорили: вначале, потом, в конце. Мой второй вопрос: в какой форме написано это произведение? Д.: В трехчастной форме. Вначале — одно настроение, потом оно резко меняется, а в третьей части все возвращается к настроению первой части.
В трехчастной форме написаны многие музыкальные произведения — сонаты, симфонии. Три части спорят друг с другом, что-то объясняют друг другу. У.: Наконец, мой третий вопрос: какое из трех стихотворений больше всего подходит к этому произведению Мусоргского? У.: Вот какая богатая фантазия была у Мусоргского.
Я думаю, что все вы запомнили эту выразительную и яркую музыку. А теперь посмотрите, какие картины были написаны другими художниками на это же музыкальное произведение. Итог урока. У.: Тема нашего сегодняшнего урока называлась «Портрет в музыке». Чей портрет мы сегодня изучали?
Д.: Бабы-Яги! У.: А теперь — домашнее задание: нарисуйте Бабу-Ягу так, как вы ее представили из произведения Мусоргского. Дополните своими рисунками те рисунки, которые вы просмотрели на слайдах.