Транспорт
1. Выявите преимущества каждого вида транспорта.
Авиационный и электронный транспорт — самые быстрые; морской и трубопроводный имеют самую низкую себестоимость. У речного транспорта достаточно низкая себестоимость, кроме того, для него не надо прокладывать специальных путей, поэтому он имеет очень важное значение в Сибири и на Дальнем Востоке, где транспортная сеть пока очень плохо развита. Автомобильный транспорт наиболее маневренный, поэтому имеет максимальный пассажирооборот.
Железнодорожный транспорт обеспечивает около
Железнодорожный транспорт, не выделяясь среди других видов транспорта, отличается лучшей комбинацией заданных и таблице параметров: большой скоростью, надежностью, ритмичностью, мало зависит от погодных условий. Он способен перевозить все виды грузов быстро с относительно низкой себестоимостью.
У морского транспорта, кроме низкой себестоимости , важно подчеркнуть еще один момент — огромную протяженность морских границ. В России они составляют более 44 тыс. км, что в три раза больше, чем сухопутных. На его долю приходится более 90% грузооборота в международном сообщении.
Кроме того, у морского
2. Какие грузы какими видами транспорта предпочтительно перевозить?
Массовые и громоздкие грузы на большие расстояния выгодно перевозить железнодорожным транспортом. Ценные, скоропортящиеся и срочные — автомобильным и авиационным.
3. Как вы объясните употребляемое образное выражение, что транспорт — это «кровеносная система» хозяйства страны?
Как кровеносные сосуды доставляют к каждой клеточке организма кислород и питательные вещества, так и транспорт — по путям сообщения доставляет в разные уголки страны продукты питания, товары первой необходимости и другие грузы. Это особенно важно при современном крупномасштабном разделении труда. Сейчас практически не осталось районов, ведущих натуральное хозяйство, поэтому сбои транспортной системы аналогичны перерывам в подаче крови в организме.
В управлении страной ведущую роль сейчас приобрел электронный транспорт.
4. Что нового привнес в развитие транспортных средств XX в.? Какие виды транспорта играли ведущую роль в разные периоды экономического развития страны?
Фактически в XX в. картина транспорта кардинально изменилась. Еще в XIX в. основную роль играл гужевой, морской и речной транспорт, железнодорожный только начал появляться.
Первый паровой локомотив появился в Англии в 1801 г., а первая железнодорожная линия между Стоктоном и Дарлингтоном была построена в 1820-х гг.
В России первый паровоз был изготовлен Е. А. и М. Е. Черепановыми на заводе в Нижнем Тагиле . Паровоз развивал скорость до 15 км/ч и работал на шахте как вывозной локомотив. В 1912 г. на Луганском заводе был построен паровоз серии «Э» мощностью 1000 лошадиных сил и максимальной скоростью 50 км/ч для грузовых перевозок. Этот паровоз для своего времени был лучшим в мире по экономному расходованию топлива и простоте обслуживания.
Изобретенные в XIX в. виды связи получили в XX в. большое развитие и новые формы. Хотя основы телеграфной связи были заложены в 1832-1844 гг. работами П. Л. Шиллинга, Б. С. Якоби , С. Морзе, массовым этот вид связи стал только в середине XX в. Кроме того, были изобретены новые его виды — факсимильная и электронная связь. В последние годы удивительный прогресс достигнут в беспроводных средствах связи.
Изобретенный в 1876 г. профессором физиологии речи А. Беллом телефон сейчас стал необходим каждому человеку и посредством спутниковой связи позволяет моментально соединять людей в противоположных концах планеты.
В начале XX в. в Германии в городе Вуппертале была построена первая монорельсовая дорога с электрической тягой, которая показала, что ее эксплуатация обходится дешевле трамвая на 20%.
Сейчас во многих странах имеются короткие участки монорельсового транспорта.
5. Используя карту «Транспорт России», выясните, чем отличается рисунок транспортной сети западных и восточных регионов страны, северных районов Европейской России и остальной ее территории.
В целом на территории России преобладает широтное направление сухопутного транспорта и меридиональное — речного. Для крупных городов европейской части страны характерна радиальная структура. Между 50 и 60° с. ш. европейской части сеть дорог настолько густа, что напоминает плотную решетку.
На севере и востоке страны — это отдельные лучи, и только в южной части Сибири выделяются субширотные Транссибирская и Байкало-Амурская магистрали.
6. Используя физические карты, сравните условия плавания в морях Северного Ледовитого и Тихого океанов.
На физической карте России обратите внимание на бело-синюю зубчатую линию — это зимняя граница распространения плавучих льдов. Акватории, расположенные севернее этой линии, в зимнее время скованы льдом, и чем дальше к северу от этой линии, тем продолжительнее период ледостава. Средняя продолжительность ледостава — 7-8 месяцев. Из российских морей Северного Ледовитого и Тихого океанов только юго-западная часть Баренцевого моря в течение всего года свободна ото льда. Ледостав — главный осложняющий навигацию фактор.
Однако на Дальнем Востоке морской транспорт имеет исключительно важное значение, как для перевозки грузов, так и пассажиров, как для международных, так и для каботажных перевозок. Доля каботажных перевозок здесь достигает 85%.
7. Назовите крупные морские порты страны и покажите их на карте. Какие из них имеют наибольшее значение для внешних экономических связей?
Россия имеет 39 портов и 22 портовых пункта. Длина причалов составляет 60,5 тыс. км. На первом месте по грузообороту находятся порты Дальневосточного бассейна — Владивосток, Находка, Восточный.
Они снабжают северо-восток страны промышленными и продовольственными товарами, а также осуществляют внешнеэкономические связи со странами Азии и Австралией. Главные грузы — каменный уголь, лес, нефть, морепродукты, соль.
На втором месте — Балтийский бассейн с портами Выборг, Санкт-Петербург, Калининград, который обеспечивает связь со странами Европы и Америки. Для этого бассейна характерен большой объем пассажироперевозок. В грузообороте преобладают металлы, технические грузы , строительные материалы.
Северный бассейн имеет большое значение для освоения районов Крайнего Севера. Крупнейший порт — единственный незамерзающий на Северном Ледовитом океане — Мурманск, через который проходят апатиты, руды цветных и черных металлов, рыба, уголь, строительные материалы. Архангельск специализируется на погрузке леса и лесоматериалов.
Через порты Черноморско-Азовского бассейна в основном ведется экспорт нефти .
Каспийский бассейн используется для внутренних перевозок хлеба, леса, металлов, поваренной соли, рыбы, хлопка, строительных материалов .