Образ черного человека в трагедии А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери» и в поэме С. Есенина «Черный человек»

Мне день и ночь покоя не дает Мой черный человек…

Образ черного человека имеет в творчестве А. С. Пушкина глубокие корни. Почти все поэмы, драмы, сцены, сказки, повести поэта связаны между собой одним признаком: вторжением сверхъестественной потусторонней силы в человеческую жизнь. Идея рока зародилась в творчестве еще совсем молодого Пушкина и приняла облик сказочного и одновременно карикатурного Черномора.

Эта идея росла, развивалась, грозила каменной десницей командора, скакала Медным Всадником за Евгением, опустилась на дно

реки и стала мстительной русалкой. Но нигде эта идея не делалась таким страшным расплывчатым пятном, как в тихой поступи безликого черного человека.

— Что же это за человек, который так тревожит Моцарта? Было ли что-то необычное в его появлении?

— Чего же так испугался Моцарт? Ведь принял же он роковой заказ — Реквием и, по собственным словам, сел тотчас же и стал писать?

— А может быть, этот безликий загадочный черный человек, который не пришел за собственным заказом, — лишь плод воображения Моцарта?

— И вот изнуренный бессонницей, потемневший от подозрений Моцарт идет к Сальери и говорит:

«Мне совестно признаться в этом». Почему совестно? И в чем?

Неужели лишь в дурных предчувствиях?

— Найдите те слова, которые Моцарту трудней всего произнести, слова, в которых он связывает черного человека и Сальери.

— О каком же веселом, легком Моцарте может идти речь в первой сцене! Какой уж тут «гуляка праздный». Не до гуляний в эти три недели.

И Моцарт идет к другу, решив признаться в подозрениях, исповедаться, очистить душу.

А не противоречит ли этому состоянию Моцарта ремарка «Моцарт хохочет»?

— Обратите внимание на реакцию Сальери на слова Моцарта.

— Почему на страшное признание Моцарта о черном человеке Сальери тотчас, не задумываясь, отвечает шуткой, ссылаясь на шампанского бутылку и на веселую «Женитьбу Фигаро»?

— Оба, каждый по-своему, ощущают дыхание приближающейся смерти Моцарта. Создается впечатление, что герои читают мысли друг друга. Ведь именно сегодня окрепло решение Сальери отравить Моцарта, а тот, словно предчувствуя свою судьбу, спрашивает:

Ах, правда ли, Сальери, Что Бомарше кого-то отравил?

Обвинив все мироздание в несправедливости, Сальери приходит к мысли о необходимости освободить человечество от Моцарта:

…я избран, чтоб его Остановить, — не то мы все погибли.

Почему явление Моцарта неприемлемо для Сальери? Ведь принял же он великого Глюка, Пиччини?

— Да, он берет на себя право судить и небо, и землю. Он утверждает свою собственную правду как единственную. Сальери совершает грех Иуды.

И сцена в трактире Золотого Льва — как бы символизация Тайной вечери. Что же влечет Моцарта к Сальери?

Образ черного человека, некоей таинственной потусторонней силы, вмешивающейся в земную жизнь людей, существовал в литературе и до, и после Пушкина …

Поэму С. Есенина «Черный человек» отделяет от пушкинского произведения почти сто лет. Эта поэма — загадка, споры о ней продолжаются и по сей день . Кто же такой черный человек у Есенина, какой смысл вложен в этот образ?

— Как появляется черный человек в поэме С. Есенина?

(Он появляется иначе, чем у Пушкина. Он возникает как страшное видение, как ночной кошмар.

Голова моя машет ушами, Как крыльями птица. Ей на шее ноги Маячить больше невмочь Черный человек, Черный человек, Черный человек На кровать ко мне садится, Черный человек Спать не дает мне всю ночь.

Трижды повторенное сочетание «черный человек» как навязчивый бред передает смятение и потрясение героя.)

— Какими средствами автор показывает, что это видение возникает у психически больного героя?

— Монологи ночного гостя в первой и во второй частях начинаются одинаково: с обращения «слушай, слушай». Но тональность их совершенно различна. Почувствовали ли вы это?

— Почему между первой и второй частями пропущенная строфа?

— Как вы объясните то, что к концу проповеди ночного гостя характер ее снова меняется?

(Словно иссяк заряд ненависти, слышатся задумчивые ноты. В речи черного человека чувствуется мягкость, неуверенность. Исчезают местоимения я, ты, и незваный гость говорит о поэте в третьем лице:

Не знаю, не помню, В одном селе, Может, в Калуге, А может, в Рязани, Жил мальчик В простой крестьянской семье, Желтоволосый, С голубыми глазами…

Буквально на глазах черный человек сближается с лирическим героем и перестает быть его антиподом.)

— Что способствует окончательному слиянию черного человека с героем?

— В чем источник трагедии лирического героя?

(Герой помнит себя «желтоволосым мальчиком с голубыми глазами», а сейчас его жизнь нагоняет тоску и страх. И эти два лика сливаются в один.

Черный человек — двойник героя. Узнав о себе беспощадную правду и поняв, что черный человек в нем самом, лирический герой растерян и подавлен. Поэтому поэма оканчивается на такой трагической ноте.

…Месяц умер, Синеет в окошко рассвет. Ах ты, ночь! Что ты, ночь, наковеркала? Я в цилиндре стою. Никого со мною нет.

Я один… И разбитое зеркало…)

— Да, поэма заканчивается на трагической ноте, но это не тупик, а распутье: позади ночные кошмары, впереди — неизвестность, а в настоящем — осознание собственной вины за свою «изломанную жизнь».

«Прескверный гость» — черный человек у Есенина — это не только его личный враг, он враг всего прекрасного, враг человека. Он олицетворяет черные силы, живущие в каждом. И именно в этом черный человек Есенина близок пушкинскому образу.

Тема черного человека — распространенная тема литературы мировой и особенно русской. Как вы думаете, почему?

И в произведении Пушкина, и в произведении Есенина перед нами предстает трагическое видение мира, нас завораживает какая-то тайна, разгадать которую мы попытались на нашем уроке.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Образ черного человека в трагедии А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери» и в поэме С. Есенина «Черный человек»