Образ пустоты в повести В. Пелевина «Омон Ра»

Урок в 11-м классе гуманитарного профиля

В рамках изучения русской литературы современного периода учащимся классов с углубленным изучением литературы можно предложить на выбор произведения Виктора Пелевина «Омон Ра», «Жизнь насекомых», «Чапаев и пустота», «Generation «П»» и на этом материале ознакомить их с одним из наиболее интересных и вместе с тем спорных явлений в искусстве — постмодернизмом.

Беседу о творчестве В. Пелевина было бы логично предварить теоретической справкой, включающей сведения о постмодернизме

как направлении и его основных художественных принципах. Объем этой части урока зависит от уровня подготовленности класса.

Основным принципом постмодернизма является отмена прежних постулатов и стереотипов. Постмодернизм сдвигает привычные границы понятий высокого и низкого, прекрасного и безобразного, нравственного и безнравственного. Материалом для творчества постмодернистов становится не столько реальная действительность, сколько сами произведения искусства, в первую очередь классического. Отсюда вытекает одно из ключевых понятий этого направления — текст.

Текст популярного чужого произведения

рассматривается в постмодернизме и как предмет изучения, и как предмет изображения. Исследователи называют эту особенность интертекстуальностью. Интертекстуальность — это литературный синтез, сутью которого является «слияние художественных энергий» , соединение тезиса с антитезисом, традиции с новаторством, широкое использование литературного цитирования и перефразирования. Также одним из отличительных принципов постмодернизма является отказ от попыток через искусство влиять на жизнь, отказ от какой-либо «идеологии» и поучительности.

Еще одним характерным свойством этого направления является сочетание реальности, «голой правды» с фантазией, игрой воображения, эксцентрикой. Специфическим качеством постмодернизма считается также соединение элитарного искусства «для избранных» с массовой культурой. Таким образом, постмодернизм являет собой единство противоположностей, слияние разнонаправленных стилей в одном русле, в одном направлении.

Эти и другие особенности постмодернистской поэтики можно проследить, анализируя произведения В. Пелевина, прочитанные учащимися по их выбору. Темой урока, объединяющей разные романы и повести этого писателя, может стать «Образ пустоты в произведениях В. Пелевина».

Повесть В. Пелевина «Омон Ра», опубликованная в 1992 году, принес писателю по-настоящему широкую известность. Уже в этом произведении автор демонстрирует главные особенности своей прозы, которые позднее определят своеобразие пелевинской художественной системы: соединение реальности и фантастичности; двуплановость повествования; игра созвучий, слов и смыслов; использование анекдота и каламбура; яркая карикатурность.

Главным объектом сатиры в повести является тоталитарное государство, основанное на обмане и всеобщей мистификации. В своем отрицании и разоблачении писатель покушается на «святая святых» истории советской науки и государства в целом — приоритетные достижения в сфере космонавтики. В изображении В. Пелевина все эти так называемые достижения оказываются просто фикцией. Луноходы и космические корабли, как выясняется в финале романа, снимаются в павильоне.

Разоблачение советского мифотворчества и дальнейшее разрушение мифа о социализме — основной пафос большинства произведений В. Пелевина. За декоративным фасадом космической «сверхдержавы» прячется «огромная страна, где много-много маленьких заплеванных каморок, в которых воняет помойкой» .

Важнейшей функцией тоталитарного государства выдвигается создание мифа о самом себе. Поддержание этого мифа, по В. Пелевину, — необходимое условие существования тоталитарной системы. Государство в «Омон Ра» — грандиозный мистификатор, ловкий и циничный иллюзионист, скрывающий за ярким занавесом подлинную пустоту звонких лозунгов и деклараций.

Фамилия главного героя повести — Омона Кривомазова — является «говорящей» и, очевидно, несет значение искаженного восприятия им действительности, как в кривом зеркале или запотевших очках. Смысловое наполнение этого образа состоит также в воплощении им качеств большинства представителей определенного времени и социума — советского народа. Само это высокое понятие — «советский народ», как показал В. Пелевин, стало предметом спекуляций и манипуляций со стороны идеологов тоталитаризма.

Почему бы в этом смысле не отнести Омона Кривомазова к подлинным «героям своего времени», времени «расцвета» социализма?

Символична сцена наказания в пионерском лагере, в которой вожатый олицетворяет государство с его карательной системой; ползущие в противогазах — советский народ, живущий в экстремальных, нечеловеческих условиях, да еще и испытываемый на выживаемость; взгляд сквозь запотевшие и забрызганные слезами стекла противогаза — восприятие реальной действительности сквозь призму всеобщего обмана. В воспоминаниях Омона о том, как он проползал в противогазе по длинному коридору, раскрываются способы воздействия тоталитарной системы на человека: «Еще через несколько метров мои слезы иссякли, и я стал лихорадочно искать какую-нибудь мысль, которая дала бы мне силы ползти дальше, потому что одного страха перед вожатым было уже мало». Эта «мысль», дающая герою силы ползти дальше, — мысль о коммунизме, внушенная Омону и тем, кто «ползет» рядом с ним, на тот случай, если «сила свыше» перестанет быть пугающей для них.

Во время этой экзекуции где-то вдали «репродуктор поет» про «прекрасное далеко…». Мечта о коммунизме по своей привлекательности и высоте тождественна лишь мечте о космосе.

Детство Омона проходит в пространстве, до краев заполненном космической символикой: кинотеатр «Космос», пионерлагерь «Ракета», картонная ракета в столовой пионерлагеря, мозаика на стене павильона, изображающая космонавта в открытом космосе, фильмы и песни о летчиках. Все это служит средством воздействия на формирующееся сознание героев, вызывая ощущение доступности мечты и близости ее осуществления. При этом ради мифического светлого завтра приносится в жертву сегодняшняя реальность: «…Духом я устремился ввысь, и все, чего потребовал выбранный мною путь, уже не вступало ни в какие противоречия с моей совестью, потому что совесть звала меня в космос и мало интересовалась происходящим на Земле».

Символичен образ висящего в столовой пионерлагеря картонного звездолета. Омон и его друг Митек делают поразившее их открытие: внутри звездолета находится пластилиновый человечек. «Когда ракету делали, начали с этого человечка. Слепили, посадили на стул и наглухо облепили со всех сторон картоном». «…Но самое интересное, — задумчиво и как-то подавленно сказал Митек, — что там не было двери. Снаружи люк нарисован, а изнутри на его месте — стена с какими-то циферблатами…

Найти бы того, кто эту ракету склеил, — сказал Митек, — обязательно бы ему по морде дал. — А за что? — спросил я. Митек не ответил».

«Есть, видимо, какое-то странное соответствие между общим рисунком жизни и теми мелкими историями, которые постоянно происходят с человеком и которым он не придает значения». Замурованный в кабине звездолета пластилиновый человечек — прообраз главного героя, летящего спустя несколько лет в космос в такой же наглухо запертой ракете. Замкнутое пространство, отсутствие двери, выхода — эти образы ассоциируются у читателя с атмосферой безысходности в тоталитарном государстве, где человек лишен свободы и с детства обречен. Нарисованная снаружи дверь — лишь фикция, все тот же лживый «фасад», за которым — ничто, пустота.

В повести В. Пелевина «луноход» напоминает «большой бак для белья, поставленный на восемь тяжелых колес, похожих на трамвайные»; «…я сидел внутри лунохода в седле, сжимая руль и пригнувшись к самой раме… в мое левое бедро упирался кислородный баллон с надписью «ОГНЕОПАСНО», а в правое — алюминиевый бидон…»; «…мир делался знакомым до мельчайших подробностей, как дверь сортира изнутри».

Через всю повесть проходит один из главных образов в творчестве В. Пелевина — образ пустоты. Участники «полета» на Луну — Ваня, Сема Аникин, Дима Матюшевич — бесследно исчезают в пространстве. Образ пустоты в художественной системе Пелевина является многозначным — в повести «Омон Ра» этот образ связан с темами смерти, всеобщей мистификации, социальной утопии; с мотивами пустой, нереализуемой мечты, безвестного подвига ради абстрактной идеи, пустословия пропагандистских лозунгов и др.

Космос в финале романа — такая же фикция, ничто, пустота, как и коммунизм.

Таким образом, мечта о коммунизме, владеющая сознанием героев и лежащая в основе идеологии тоталитарного государства, оказывается тождественной мечте о космосе по своей недосягаемости. Но не следует рассматривать данное произведение только как карикатуру на тоталитаризм. С этим совершенно не согласуется концовка повести: спасшийся герой едет в московском метро и говорит себе: «Полет продолжается».

Мотив освобождения сменяется мыслью о бесконечности превращений и мистификаций и о неизбывной потребности человека быть обманутым.

В финале повести возникает мотив духовной и нравственной опустошенности героя. Его поездка в метро так же бесцельна, как и «полет в космос» — это путь в никуда, тупиковый и бесконечный одновременно. В итоге пустота у Пелевина является очень многозначным и емким образом.

По сути, автор своим романом утверждает единственную реальность — пустоту. Автор строит свое произведение по законам виртуальной игры, показывая одновременно достоверность иллюзии и иллюзорность реальности. Начиная с повести «Омон Ра», это станет одним из его основных художественных приемов.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Образ пустоты в повести В. Пелевина «Омон Ра»