Трагические мотивы
Изображение народа. Разумеется, отношение Щедрина к народу принципиально отличается от его отношения к миру насилия и угнетения. С глубоким и искренним сожалением пишет он о глуповцах, которые «мечутся из стороны в сторону, без всякого плана, как бы гонимые безотчетным страхом.
Никто не станет отрицать, что это картина не лестная, но иною она не может и быть, потому что материалом для нее служит человек, которому с изумительным постоянством долбят голову и который, разумеется, не может прийти к другому результату, кроме ошеломления».
Однако изображение народа в «Истории одного города» отличается не только и не просто сочувствием. Попробуйте самостоятельно выделить в тексте эпизоды, где наиболее отчетливо ощущается критическое отношение Щедрина к настроениям пассивности, смирения, покорности. Проследите, к каким результатам приводили эти идеи, как возникает в «Истории одного города» сложное переплетение различных мотивов: стремление
Сатирические и трагические мотивы не существуют в «Истории одного города» разрозненно. Они теснейшим образом переплетены. На тех же самых страницах, где, казалось бы, господствует стихия сатиры, звучит и трагическая нота, не всегда, правда, ясно ощутимая. Щедрин писал: «Изображая жизнь, находящуюся под игом безумия, я рассчитывал на возбуждение в читателе горького чувства, а отнюдь не веселонравия». Очень важны с этой точки зрения главы «Голодный город» и «Соломенный город».
Обратите внимание на названия глав. Как вы думаете, почему в данном случае Щедрин выделяет в городе не черты глупости , а голода и нищеты?
Трагическая интонация в «Истории одного города» усиливается от главы к главе. В начале книги преобладает преимущественно сатирический пафос, но постепенно все сильнее и сильнее становятся ощутимыми и другие мотивы. Особенно отчетливо это проявляется в последних главах: «Поклонение мамоне и покаяние», «Подтверждение покаяния. Заключение». Именно здесь, в частности, высказаны глубокие мысли Щедрина о том, что глупость, инертность, «ошеломленность» обывателей города Глупова не есть их природные свойства, но образуют лишь «искусственные примеси», от которых, в силу их искусственности, очевидно, можно и избавиться.
Во всяком случае, сатирик был убежден, что эти люди, «как и все другие, с тою только оговоркою, что природные их качества обросли и массой наносных атомов, за которою почти ничего не видно».
В «Истории одного города» звучит мысль и о том, что глуповцы могут оказаться способными на протест. В этом отношении очень важны эпизоды с рекою, которую вознамерился запрудить Угрюм-Бурчеев. Но означает ли это, что в книге трагическое напряжение повествования постепенно снижается?
Можно ли сделать вывод, что в конце начинают звучать оптимистические нотки?
Ответ на этот вопрос прямо связан с тем истолкованием, которое можно дать заключительным абзацам главы «Подтверждение покаяния. Заключение».