Прекрасный и загадочный поэт
Материалы к изучению творчества Н. Гумилева в 7-м классе
Я конквистадор в панцире железном, Я весело преследую звезду. Я прохожу по пропастям и безднам И отдыхаю в радостном саду. Н. Гумилев
В учебнике-хрестоматии для 7-го класса под редакцией А. Г. Кутузова для знакомства с творчеством Н. С. Гумилева предлагается стихотворение «Капитаны», написанное в июне 1909 года в Коктебеле в доме Волошина. Оно входит в цикл стихотворений под таким же названием. Этот цикл рассказывает читателю об отважных капитанах, о путешественниках-мореходах,
Стихотворение «Капитаны» вошло в сборник «Жемчуга» . Лирический герой этого сборника мечтает о путешествиях на Восток и в Африку. Этот герой — романтик и оригинал, но его мечта вполне осуществима. Африка была мечтой достижимой, и Гумилев за ней отправился. Даже не поставив в известность родителей, в двадцать три года поэт отбыл из Парижа, где он тогда учился, в Египет и Судан. Затем, в 1909-1910 годах, он уже из России
Поэтический мир молодого поэта неслучайно населен таинственными девами, пиратами, корсарами, слонами, носорогами, жирафами, обезьянами и мудрыми попугаями с Антильских островов.
По контрасту на втором уроке мы читаем стихотворение Гумилева «Дождь» .
Урок 1. Н. С. Гумилев. Стихотворение «Капитаны»
Урок оформлен портретом поэта и рисунками детей, иллюстрациями к стихотворению «Капитаны» и повести А. Грина «Алые паруса».
Урок начинается с рассказа, подготовленного одним из учащихся. Это краткая биографическая справка о поэте и история создания стихотворения «Капитаны».
Выразительное чтение стихотворения тоже надо заранее подготовить. Первое прочтение может выполнить учитель.
Следующий этап урока — беседа по тексту стихотворения.
— Кто является главным героем этого стихотворения?
— Почему главный герой не один капитан, а капитаны?
В стихотворении Н. Гумилева герой многолик, он «собран» из разных лиц и людей… Такой образ называют Собирательным или обобщенным.
— Как выглядит герой произведения?
В тетрадь ребята записывают детали портрета, создающие образ: высокие ботфорты, за поясом пистолет, манжеты из брабантских кружев. На другой странице записываем также лексическое значение непонятных слов: Брабантские, ботфорты, фелуки и другие слова, которые нам встретятся в процессе работы над текстом; значение некоторых находим в сносках учебника, другие — в словаре.
— Какими качествами характера наделил Н. Гумилев своего героя-капитана?
Записываем: капитаны — «открыватели новых земель», они не боятся ураганов, изведали «мальстремы и мель», они любят «дерзостные», то есть опасные, пути, они «не трепещут перед грозой», то есть не трусят, у них острый, уверенный взгляд.
— Давайте вспомним, где мы видели подобный портрет.
В 6-м классе мы прочитали повесть-феерию А. Грина «Алые паруса». Маленький Грей был поражен портретом, который вдруг открылся ему на стене библиотеки.
«Обернувшись к выходу, Грей увидел над дверью огромную картину, сразу содержанием своим наполнившую душное оцепенение библиотеки. Картина изображала корабль, вздымающийся на гребень морского вала. Струи пены стекали по его склону.
Он был изображен в последнем моменте взлета. Корабль шел прямо на зрителя. Высоко поднявшийся бугшприт заслонял основание мачт.
Гребень вала, распластанный корабельным килем, напоминал крылья гигантской птицы. Пена неслась в воздух… Разорванные облака низко трепетали над океаном. Тусклый свет обреченно боролся с надвигающейся тьмой ночи. Но всего замечательнее была в этой картине фигура человека, стоящего на баке спиной к зрителю…
Поза человека ничего, собственно, не говорила о том, чем он занят, но заставляла предполагать крайнюю напряженность внимания, обращенного к чему-то на палубе, невидимой зрителю. Завернутые полы его кафтана трепались ветром; белая коса и черная шпага вытянуто рвались в воздух; богатство костюма выказывало в нем капитана, танцующее положение тела — взмах вала; без шляпы, он был, видимо, поглощен опасным моментом и кричал — но что? Видел ли он, как валится за борт человек, приказывал ли повернуть на другой галс или, заглушая ветер, звал боцмана?
Не мысли, но тени этих мыслей выросли в душе Грэя, пока он смотрел картину».
— Чем соотносятся эти портреты? Какая идея объединяет замыслы Грина и Гумилева?
Эти образы навеяны книжной романтикой, произведениями Стивенсона и Киплинга. Они пронизаны энергией, движением, «заражают» читателя романтикой дальних странствий.
— Определите художественное пространство стихотворения.
Полярные и южные моря, изгибы зеленых зыбей, базальтовые и жемчужные скалы, новые земли, разорванная карта, дерзостный путь быстрокрылых кораблей, трепещущий мостик, покинутый порт, гребни волн до небес — пространство, ничем не ограниченное, наполненное романтикой. При создании образа пространства автор использовал большое количество эпитетов, гипербол.
— Найдите в стихотворении «цветовые» слова. Почему их там много?
Зеленые зыби морей, белая соль моря, белые клочья пены, розоватые с золотом кружева манжет, чернота и блеск «многозвездной» ночи, желтый свет маяка — эти цветовые образы помогают представить нам яркий, романтический мир, в котором живут капитаны.
— Как построено стихотворение Гумилева? Что мы замечаем, если разобьем его на маленькие картинки?
1-я картинка: по зеленым волнам плывут парусные фрегаты; даже слышно, как шелестят под ветром их паруса.
2-я картинка: капитаны, стоящие у штурвалов кораблей; они смотрят вдаль или отмечают путь «иглой на разорванной карте».
3-я картина: капитан стоит на трепещущем мостике, отряхивает с ботфорт клочья пены, он грустен, так как вспомнил покинутый порт.
4-я картинка: бунт на корабле, капитан усмиряет бунтовщиков.
5-я картинка: гроза, море безумствует и плещет, но фрегаты бесстрашно идут вперед.
6-я картинка: морской бой с контрабандистами, капитан уверенно командует фрегатом.
7-я картинка: ночь, капитан смотрит в темноту и видит вдали свет маяка.
Автор рассказывает обо всех приключениях героев, он словно выбирает самые яркие из них, обращает внимание читателя на самые интересные сцены. Получается своеобразная «мозаика», композиционный коллаж, объединенный чувствами лирического героя . Это желание открывать новые земли, смелое стремление вперед, мужество в бою, радость победы над стихией.
Следующий этап работы — определение размера и ритма текста. При помощи учителя ребята приходят к выводу, что трехстопный анапест, которым написано стихотворение «Капитаны», так же, как и перекрестная рифма, создает ощущение быстрого движения вперед, передает динамику и яркость событий, переживаемых капитаном. В трех последних четверостишиях эта динамика подчеркнута глаголом в повелительном наклонении и глаголами с отрицанием . При помощи риторического вопроса усиливается мотив отваги и дерзости романтика-капитана.
В рабочих тетрадях учеников остались записи: работа с лексикой стихотворения, работа с терминами, характеристика лирического героя, запись построения текста . Таким образом произошло знакомство с художественным миром стихотворения Н. Гумилева «Капитаны» и с особенностями стиля автора.
Домашнее задание. Выразительное чтение стихотворения «Дождь»; подумать, почему один и тот же автор создал такие разные стихотворения. Есть ли все же какое-то сходство между этими текстами?
Урок 2. Н. С. Гумилев. Стихотворение «Дождь»
Урок оформлен фотопортретом поэта , иллюстрациями учащихся к стихотворению «Дождь».
Стихотворение «Дождь» вошло в сборник «Колчан» , вышедший в самый разгар Первой мировой войны. Гумилев уже в августе 1914 года записывается добровольцем и служит прапорщиком в гусарском полку. За смелость в боях он был награжден двумя солдатскими Георгиевскими крестами. Но отклики на войну занимают в этой книге очень мало места.
В «Колчане» мы словно читаем дневник, в котором искренне и драматично раскрывается душа поэта, который, несмотря на весь трагизм реальной жизни, по-прежнему верит в ее внутреннюю гармонию.
Стихотворение необычно уже тем, что на фоне стихотворений «Венеция», «Пиза», «Генуя», «Неаполь» и др., написанных по воспоминаниям и вошедших в этот сборник, оно выглядит самым русским, скорее «петербургским» стихотворением, каких у Н. С. Гумилева немного.
Стихотворение «Дождь» относится к пейзажной лирике, с которой учащиеся знакомились в 5-м и 6-м классах , поэтому некоторые навыки работы над текстом такого плана уже сформированы.
Стихотворение читаем выразительно дважды, можно сопоставить чтение двух учеников, кто прочитал более эмоционально, какой вариант чтения больше пришелся по душе слушателям, почему.
На втором этапе урока совмещаем работу с текстом по вопросам, словарную работу и записи в тетрадь.
Вопросы для анализа
— Каким предстает мир с точки зрения лирического героя стихотворения?
Мир кажется рябым, но все равно ярким, хоть и идет дождь . Этот мир открыт герою, это родной мир, который его радует: «ничто… не сделалось чужим». Лирический герой смотрит на мир сквозь забрызганное дождем окно. Это важная художественная деталь текста, так как окно — это граница между человеком и миром, в какой-то степени искажающая реальную картину.
— Как забрызганное окно изменяет картину мира?
Зелень выглядит «чуть Зловещей «. Необычный эпитет, который можно отнести скорее к живому существу, чем к природному миру. Во втором катрене есть цветовая оппозиция: зловещая зелень — кровавые розы.
Оппозиция подчеркивает яркость и неоднозначность мира за окном.
— Каково значение образа капель в третьей строфе?
Капли, как живые, «плещутся и бормочут». Кроме олицетворения, в третьей строфе есть еще и необычное сравнение: капли сравниваются с монашенками, которые в часы вечерни поют псалом «торопливым голоском». Это звуковой образ, он построен на сходстве: плеск капель напоминает песню монашенок.
Аллитерации подчеркивают это сходство. Образ капель-монашенок, сменивший зловещую, как купорос, зелень и кровавые розы, еще раз подчеркивает многоликость и неоднозначность мира за окном.
— Что странного можно увидеть в четвертой строфе?
Строфа начинается странно: «Слава, слава небу в тучах черных!» Более логично, с точки зрения обычного читателя, прославить солнце и безоблачное небо. Для лирического героя дождь — это начало новой жизни: он дождливое небо сравнивает с весенней рекой, несущей воду, новую жизнь природе. Так как он смотрит в небо, то вместо рыб видит среди воды стволы деревьев, растущих на горе. Сквозь пелену дождя кажется, что деревья движутся, «мечутся» в мутной воде, словно рыбы. Необычная, наполненная призрачным движением, размытая, словно акварель, метафора удивительно красива.
Это образ достоверный, но в то же время и сказочный, чудесный, как и весь поэтический мир Н. Гумилева.
— Какие «волшебные» образы появляются в последней строфе? Как они связаны с дождем?
Образ воды, реки порождает другой, связанный с ним призрачный образ — гиблого омута и волшебной мельницы. Эти образы, равно как и «ржанье бешеных коней», приходят к лирическому герою словно бы из детских книг, из прошлого. И в этих чудесах «повинен» дождь.
— Как образ души связан с предыдущим текстом и какова его роль?
Душа героя названа «несчастнейшей из пленниц». Пленница — женщина, находящаяся в плену, лишенная свободы. Слово Пленница этимологически родственно слову Пелена — покров, то, что закрывает, заволакивает.
Реальная картина мира для героя закрыта пеленой дождя. Душа каждого человека всегда пленница чувств, предрассудков, морали. Душа всегда страдает по идеалу, поэтому она всегда несчастна.
Но легче и вольней той душе, которая верит в сказку, которая за пеленой дождя видит чудесное: яркую зелень, кровавые розы, бегущие деревья, волшебные мельницы и бешеных коней.
Стихотворения «Капитаны» и «Дождь» написаны Н. С. Гумилевым в разное время. Когда поэт работал над сборником «Жемчуга», он был молод, очарован романтикой дальних странствий. Время создания сборника «Колчан» — это смутное и суровое время для Гумилева: война, личная драма . Теперь он учится ценить жизнь в самых разных ее проявлениях, открывает смысл уединения, поэтому теперь его стихи наполнены внутренней душевной сосредоточенностью.
Хотя два стихотворения Н. С. Гумилева очень несхожи, в том и в другом главный мотив — это отношение к жизни как к священному дару, вера в то, что жизнь человека на земле не бессмысленна.
Приложение
Дождь
Сквозь дождем забрызганные стекла Мир мне кажется рябым; Я гляжу: ничто в нем не поблекло И не сделалось чужим.
Только зелень стала чуть зловещей, Словно пролит купорос, Но зато рисуется в ней резче Круглый куст кровавых роз.
Капли в лужах плещутся размерней И бормочут свой псалом, Как монашенки в часы вечерни Торопливым голоском.
Слава, слава небу в тучах черных! То — река весною, где Вместо рыб стволы деревьев горных В мутной мечутся воде.
В гиблых омутах волшебных мельниц Ржанье бешеных коней, И душе, несчастнейшей из пленниц, Так и легче и вольней. Июль 1915