Технологическая карта по географии «Озера» 6 класс
Урок » Озера»
Гладкова Н. В., учитель географии
МБОУ «Первомайская СОШ Цивильского района Чувашской Республики»
Данная разработка представляет собой технологическую карту и краткий конспект урока. Может применяться на уроке усвоения новых знаний по названной теме. На данном уроке используется технология сотрудничества, работа в парах.
Тема имеет большую практическую значимость. Для проведения урока используется также материалы ММД «Уроки географии».
Технологическая карта урока
География, 6 класс | ||
Тема урока | ||
Актуальность использования ИКТ | -Возможность представления в мультимедийном виде рисунков, схем, таблиц. -Визуализация материала | |
Задачи урока | ||
Рассмотреть с учащимися новые понятия и термины; сформировать у учащихся представления об озерах, их видах, особенностях, происхождении, месторасположении крупнейших озер мира. | Продолжить развитие логического мышления на основе взаимосвязи внешнего вида озер от происхождения котловин; закрепить приемы определения географического | Воспитывать у учащихся чувство любви к своей Родине, гордости за свой край. |
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Демонстрация карточек — заданий, выполненных в среде МS Power Point, Word, электронный диск | |
Организационная структура урока | ||
Этап 1 | Организационный момент | |
Настрой на восприятие учебного материала | ||
Длительность этапа | 1 минута | |
Этап 2 | Актуализация знаний об озерах. | |
Активизировать познавательную деятельность учащихся | ||
Длительность этапа | 3 минуты | |
Основной вид деятельности со средствами ИКТ | Демонстрация презентации, выполненных в среде Power Point, | |
Форма организации деятельности учащихся | ||
Ответы на вопросы, сравнение сообщения детей с авторскими в учебнике | ||
Функции и виды деятельности преподавателя на данном этапе | Координатор, организатор Организация фронтальной беседы | |
Этап 3 | Изучение нового материала | |
Воспроизведение и первичное осознание нового материала, ее осмысление | ||
Длительность этапа | 15 минут | |
Форма организации деятельности учащихся | Вступительное слово учителя Работа в парах, делают записи, заполняют таблицу | |
Функции и виды деятельности преподавателя на данном этапе | Рассказывает об образовании озерных котловин и демонстрирует видеофрагменты Контроль выполнения работы учащимися, координация работы | |
Промежуточный контроль | Воспроизведение задач работы в парах на уроке. | |
Этап 4 | Выступления учащихся с выступлениями | |
Повышение познавательной деятельности учащихся | ||
Длительность этапа | 10 минут | |
Форма организации деятельности учащихся | Защита презентации поиск дополнительных информаций | |
Функции и виды деятельности преподавателя на данном этапе | Координатор, организатор | |
Этап 4 | Закрепление и обобщение знаний | |
Закрепление полученных знаний | ||
Длительность этапа | 9 минут | |
Форма организации деятельности учащихся | ||
Функции и виды деятельности преподавателя на данном этапе | Координатор, организатор | |
1)Практическая работа на контурной карте 2)Описание озера | ||
Этап 5 | Подведение итогов урока | |
Завершение урока, впечатления от урока | ||
7 минут | ||
Вывод, оценивание учителем учащихся |
Конспект урока
Цель урока: Сформировать представление о типах озерных котловин, бессточных и сточных озерах, изучить особенности озер. Формировать умение определять географическое положение и описание озер по типовому плану.
Задачи урока:
Образовательные: рассмотреть с учащимися новые понятия и термины; сформировать у учащихся представления об озерах, их видах, особенностях, происхождении, месторасположении крупнейших озер мира.
Развивающие задачи: продолжить развитие логического мышления на основе взаимосвязи внешнего вида озер от происхождения котловин; закрепить приемы определения географического положения озер, формировать умение давать описание озер по типовому плану.
Воспитательные задачи : воспитывать у учащихся чувство любви к своей Родине, гордости за свой край.
Методы и приемы: Частично — поисковый, рассказ, беседа, демонстрация, самостоятельная работа с книгой
Основные понятия и термины: озеро, тектонические, вулканические, запрудные, ледниковые, остаточные, сточные, бессточные, котловина.
Оборудование: физическая карта полушарий, учебник «Начальный курс географии» Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова, «Дрофа», М — 2005 г., атласы, контурные карты, дополнительная литература об озерах, иллюстрации озер, презентация, подготовленная в программе Power Point, проектор, экран, ПК.
Использование форм классной работы: фронтальная, парная, индивидуальная.
Географическая номенклатура: Озера: Байкал, Каспийское, Аральское, Ладожское, Онежское, Виктория, Верхнее, Балхаш, Чад, Мертвое, Эйр.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний.
Посреди поля лежит зеркало,
Стекло голубое, рама зеленая.
Глядятся в него молодые рябинки
Цветные свои, примеряя косынки.
Глядятся в него молодые березки,
Свои перед ним поправляя прически.
И месяц и звезды —
В нем все отражается…
Как это зеркало называется?
— Ребята, кто догадался, что это?
— Чем оно отличается от реки? От моря?
— Попробуйте сами объяснить, дать определение, что такое озеро?
— А сейчас сравните эти сообщения с авторскими в учебнике.
— Итак, ребята, как можно назвать тему сегодняшнего урока?…
3.Изучение нового материала.
А) Объяснение темы учителем, показ презентации.
Сегодня мы приступаем к изучению озер. Запишите, пожалуйста, тему урока . Озеро — это скопление воды в природном углублении на суше. Это углубление на суше называется Котловина . от того, какого происхождения будет котловина, зависит внешний вид. В озере вода тоже движется, образуя течение. Различие между руслом реки и озерной котловиной.
Важное отличие озера от других водоемов — замедленный водообмен. Если в реках полная смена воды происходит в течение 20-25 суток, то в озерах от нескольких до сотен лет. Питание озер происходит в результате мирового круговорота воды. Запасы воды в озерах пополняются за счет атмосферных осадков, вод рек и ручье и грунтовых вод.
Величина озер может быть различна. По режиму озера делятся на сточные и бессточные.
Сточные — это озера, в которые реки втекают и вытекают.
Бессточные — это озера, в которые реки впадают, но не вытекают.
Б) Самостоятельная работа с учебником и атласами в парах или группах. Заполняют таблицу. Каждая пара будет заниматься с одним видом котловин по плану:1)происхождение котловины, 2)как образуются, 3)примеры озер.
В процессе составления таблицы, учитель рассказывает об образовании этих котловин и демонстрирует видеофрагменты об условиях образования озерных котловин.
4.Сообщения учащихся об удивительных озерах. Озера — уникумы.
-Сладкое озеро
-Озеро чернил
-Озеро асфальт
-Озеро — кастрюля
5.Закрепление. Практическая работа:
1)Нанести на контурную карту крупные озера мира
2)Описание озера по плану в рабочих тетрадях.
План :
Название озера.
На каком материке и в какой его части расположено озеро?
Между какими параллелями и меридианами располагаются?
Происхождение котловины.
Сточное или бессточное. Впадающие или вытекающие реки.
Соленое или пресное?
6.Итог урока.
Выводы: 1)Природный водоем, расположенный в замкнутом углублении земной поверхности называют озером. Озера отличаются от других водоемов замедленным водообменом.
2)Углубления земной поверхности, в которых располагаются озера, называют озерными котловинами. Наиболее распространенные: тектонические, вулканические, запрудные, старицы, ледниковые.
3)Озера существуют до тех пор, пока получают воду со своего водосборного бассейна. Озера делят на сточные и бессточные, соленые и пресные.
Домашнее задание: Параграф № 31, выполните в тетради работу «Описание озера» .
Рефлексия.
-Что нового узнали?
-Что больше всего понравилось на уроке?
-Что еще хотелось бы узнать?
Спасибо, ребята, вам за урок!
Пусть ваших детских, глубоких и чистых глазах как озера, светятся лучинки этого солнышка!