На пути к диалогу

Противников сказки оказалось больше, чем ее сторонников. Из их ответов стало ясно: сказка не нравится из-за того, что многое в ней кажется непонятным или неправдоподобным. Не бывает такого, чтобы девочка полюбила мальчика так сильно, что пошла искать его на край света; Дети – имелась в виду Маленькая разбойница – не могут повелевать взрослыми; не понятно, какая связь между историей о Тролле и историей о Снежной королеве; почему Кай сначала ненавидит Снежную королеву, а потом восхищается ей – и так далее.

Признаюсь, услышав эти рассуждения,

я улыбнулась и порадовалась: подобные вопросы, только “взрослым” языком, задаю ученикам и я. Значит, говорить мы сможем об одном и том же: почему Герда смогла преодолеть трудности и спасти Кая, какая сила на свете сильнее “силы двенадцати богатырей”, кто такая Снежная королева, почему она забирает именно Кая, а не Герду, синонимичны ли понятия “злое сердце” и “ледяное сердце”, что такое память, о чем помнят и что забывают герои сказки, чего никогда не должен забывать человек в своей жизни.

Огорчил меня только вывод, которым пятиклассники подытожили свои выступления: мы не понимаем – значит,

сказка плоха, неинтересна, не требует чтения и размышления. Конечно, подобное отношение к конкретной сказке и к литературе вообще меня не устраивало, поэтому в оставшееся до звонка время на нескольких примерах из истории и жизни постаралась показать пятиклассникам, к чему приводят нежелание понять и принять чужую позицию, отрицание иного, отличного от твоего взгляда на окружающее. Решили, что будем учиться этому нелегкому умению – слышать и понимать чужое слово.

Договорились, что все вместе – и сторонники, и противники сказки – внимательно прочитаем “Снежную королеву” и попытаемся понять, что в ней сказано, и только после этого вынесем оценку.

Следующий урок мне нужно было направить в более строгое и практическое русло. Поэтому я поставила конкретный вопрос: “Как связана первая глава с ос­новной историей о Кае и Герде?” . Класс разделился на группы, и каждая из команд получила карточку с напечатанным заданием. На подготовку ответа давалось пять-семь минут, после чего один из членов команды озвучивал общее решение, приводил примеры из книги. Остальные группы могли дополнять ответ, возражать, задавать вопросы. Из высказанных соображений ученики должны были записать в тетради то, что, как им кажется, поможет ответить на главный вопрос урока.

В составлении вопросов я использовала материалы газеты “Литература”, методического пособия для учебника под редакцией Коровиной; в скобках после вопросов приведены ответы учеников, необходимые пояснения.

Вопросы и задания по первой главе

Какое зеркало изобрел Тролль? Опишите “свойства” этого зеркала. Чем оно отличается от зеркальца из “Сказки о мертвой царевне”? Свои слова подтвердите примерами из книги. “Теперь только можно увидеть мир и людей в настоящем свете!” – говорят ученики Тролля. “Скоро не осталось ни одной страны, ни одного человека, которые бы не отразились в нем в искаженном виде”, – _____________ автор.

Сравните первое и второе высказывание и вставьте на месте пропуска подходящее слово: говорит, отвечает, вторит, возражает, повторяет вслед за ними. Объясните свой выбор. Что такое для Тролля и его учеников “настоящий свет”? Приведите необходимые примеры из книги. В чем заключался замысел Тролля?

Что отражалось в зеркале, когда ученики несли его на небо? Почему оно кривлялось больше, чем на земле? К земле или к небу была обращена отражающая поверхность зеркала? Почему зеркало раскололось? Свои слова подтвердите примерами из книги.

Какие свойства большого зеркала сохранялись в его осколках? В чем, на ваш взгляд, больше зла: в большом зеркале или в маленьких осколках? Почему? Можно ли считать, что человек совершает зло, если он “замечает лишь дурные стороны вещи”? Свои слова подтвердите примерами из книги.

Почему сердце, в которое попадает осколок, становилось ледяным ? Как вы понимаете слова “ледяное сердце”? Каков человек, у которого сердце ледяное? У кого из героев этой сказки сердце ледяное, у кого – горячее?

Свой ответ подтвердите примерами из книги. Вспомните сказки, в которых действуют герои с ледяным сердцем, горячим сердцем, без сердца. В какой сказке ненастоящее сердце стало настоящим – горячим? Почему это произошло?

Как вы себе представляете учеников Тролля? Мог ли обычный человек стать учеником Тролля? Чему учились в школе Тролля?

Какие предметы там преподавались? Какие правила были установлены?

Вопросы и задания по второй главе

Кто такие Кай и Герда? Как они живут? Какие отношения между взрослыми и детьми в семьях Кая и Герды? Почему автор делает своих главных героев бедняками ? Когда мы читаем сказку, важно ли нам знать, какой герой: бедный или богатый?

Каким “богатством” обладали Кай и Герда? Что дети узнали о Снежной королеве из рассказа бабушки? Как отреагировал Кай на этот рассказ? С какой интонацией он произнес свои слова?

Как они характеризуют Кая? Почему бабушка “перевела разговор на другое”?

Иллюстрация Владислава Ерко (сайт


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Дайте классификацию и назначение различных видов памяти.
Сейчас вы читаете: На пути к диалогу