На пути к диалогу
Противников сказки оказалось больше, чем ее сторонников. Из их ответов стало ясно: сказка не нравится из-за того, что многое в ней кажется непонятным или неправдоподобным. Не бывает такого, чтобы девочка полюбила мальчика так сильно, что пошла искать его на край света; Дети — имелась в виду Маленькая разбойница — не могут повелевать взрослыми; не понятно, какая связь между историей о Тролле и историей о Снежной королеве; почему Кай сначала ненавидит Снежную королеву, а потом восхищается ей — и так далее.
Признаюсь, услышав эти рассуждения,
Огорчил меня только вывод, которым пятиклассники подытожили свои выступления: мы не понимаем — значит,
Договорились, что все вместе — и сторонники, и противники сказки — внимательно прочитаем «Снежную королеву» и попытаемся понять, что в ней сказано, и только после этого вынесем оценку.
Следующий урок мне нужно было направить в более строгое и практическое русло. Поэтому я поставила конкретный вопрос: «Как связана первая глава с основной историей о Кае и Герде?» . Класс разделился на группы, и каждая из команд получила карточку с напечатанным заданием. На подготовку ответа давалось пять-семь минут, после чего один из членов команды озвучивал общее решение, приводил примеры из книги. Остальные группы могли дополнять ответ, возражать, задавать вопросы. Из высказанных соображений ученики должны были записать в тетради то, что, как им кажется, поможет ответить на главный вопрос урока.
В составлении вопросов я использовала материалы газеты «Литература», методического пособия для учебника под редакцией Коровиной; в скобках после вопросов приведены ответы учеников, необходимые пояснения.
Вопросы и задания по первой главе
Какое зеркало изобрел Тролль? Опишите «свойства» этого зеркала. Чем оно отличается от зеркальца из «Сказки о мертвой царевне»? Свои слова подтвердите примерами из книги. «Теперь только можно увидеть мир и людей в настоящем свете!» — говорят ученики Тролля. «Скоро не осталось ни одной страны, ни одного человека, которые бы не отразились в нем в искаженном виде», — _____________ автор.
Сравните первое и второе высказывание и вставьте на месте пропуска подходящее слово: говорит, отвечает, вторит, возражает, повторяет вслед за ними. Объясните свой выбор. Что такое для Тролля и его учеников «настоящий свет»? Приведите необходимые примеры из книги. В чем заключался замысел Тролля?
Что отражалось в зеркале, когда ученики несли его на небо? Почему оно кривлялось больше, чем на земле? К земле или к небу была обращена отражающая поверхность зеркала? Почему зеркало раскололось? Свои слова подтвердите примерами из книги.
Какие свойства большого зеркала сохранялись в его осколках? В чем, на ваш взгляд, больше зла: в большом зеркале или в маленьких осколках? Почему? Можно ли считать, что человек совершает зло, если он «замечает лишь дурные стороны вещи»? Свои слова подтвердите примерами из книги.
Почему сердце, в которое попадает осколок, становилось ледяным ? Как вы понимаете слова «ледяное сердце»? Каков человек, у которого сердце ледяное? У кого из героев этой сказки сердце ледяное, у кого — горячее?
Свой ответ подтвердите примерами из книги. Вспомните сказки, в которых действуют герои с ледяным сердцем, горячим сердцем, без сердца. В какой сказке ненастоящее сердце стало настоящим — горячим? Почему это произошло?
Как вы себе представляете учеников Тролля? Мог ли обычный человек стать учеником Тролля? Чему учились в школе Тролля?
Какие предметы там преподавались? Какие правила были установлены?
Вопросы и задания по второй главе
Кто такие Кай и Герда? Как они живут? Какие отношения между взрослыми и детьми в семьях Кая и Герды? Почему автор делает своих главных героев бедняками ? Когда мы читаем сказку, важно ли нам знать, какой герой: бедный или богатый?
Каким «богатством» обладали Кай и Герда? Что дети узнали о Снежной королеве из рассказа бабушки? Как отреагировал Кай на этот рассказ? С какой интонацией он произнес свои слова?
Как они характеризуют Кая? Почему бабушка «перевела разговор на другое»?
Иллюстрация Владислава Ерко (сайт