Конспект интегрированного урока музыки в 1 классе «Весна в музыке и живописи»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7» города Шарыпово
Конспект интегрированного урока музыки в 1 классе
«Весна в музыке и живописи».
Подготовила учитель музыки
Пинчук Татьяна Евгеньевна
Город Шарыпово 2015 г
Тип урока. Изучения нового материала.
Цель. Познакомить с музыкальными и художественными произведениями о весне.
Задачи.
Обучающие :
Познакомить с музыкальным фортепианным циклом П. И. Чайковского «Времена года»;
Познакомить
Развивающие :
Развитие чувства цвета, воображения, музыкального мышления.
Воспитывающие :
Воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование: Мультимедийная презентация, аудиозаписи, портрет композиторов Э. Грига и П. Чайковского, портреты художников И. И. Левитана, А. К. Саврасова, фортепиано, цветная бумага, соль.
Организационный момент. Вход под музыку.
У. — Музыкальное приветствие — Здравствуйте ребята. Добрый день!
— Добрый день. А день действительно добрый. Вы сегодня красивые, нарядные.
Повернитесь
Введение в тему урока.
У. — Сегодня у нас необычный урок, А вот о чем будет наш сегодняшний урок, вы узнаете, разгадав загадку?
Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи
На ветках плотные комочки —
В них дремлют клейкие листочки.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
— Когда же это бывает?
У. — Так о каком времени года пойдет речь на уроке?
— И тема нашего урока «Весна в музыке и живописи».
— В живописи много произведений, посвященных временам года. Осень, зима, весна — любимые темы художников на протяжении многих веков. А главное в них то, что художники изображают временные элементы природы: весна ранняя или поздняя, тающий снег, дождь, гроза, весеннее солнце, выглянувшее на мгновение из-за облаков.
Посмотрите внимательно на картину Левитана «Март». Что вы на ней видите
— Какое настроение вы видите на этой картине
У. — Художник Алексей Кондратьевич Саврасов однажды написал весенний пейзаж. Хотите увидеть эту картину?
— Но, чтобы ее увидеть нужно, убрать с нее те картинки, которые не относятся к основным признакам весны. Итак, какие картинки нужно убрать?
Какой день на картине?
Что делают птицы?
Что вы видите теперь на картине?
Какого цвета птицы? .
Кто знает, каких именно птиц изобразил художник?
И художник назвал эту картину «Грачи прилетели»
Как и художники, композиторы тоже сочиняли музыку о природе. Мы сегодня послушаем музыкальное произведение Грига » Весной»
Слушание песни : Григ «Весной»
Разбор музыкального произведения
Что вы услышали?
В какое время года, можно услышать такие звуки?
— Что вы представляли, когда звучала эта музыка?
Разбор музыкального произведения .
Ответы детей с помощью карточек
Мелодия — волнообразная, вверх и вниз движение
Лад — мажорный, светлый
Темп — быстрый
Ритм — разные звуки по длине
Характер — нежная, солнечная
Музыкальная физминутка: «Веселые Дети»
— А теперь сыграем в игру «Солнышко и тучка «
. Молодцы!
У. Ребята, а вы не забыли, какие птицы живут в наших лесах? Отгадайте загадки о птицах.
— Он соло пел среди ветвей, певца назвали….
— Кто на елке, на суку счет ведет: ку-ку, ку-ку?
— Плотник острым долотом строит Дом с одним окном
Логоритмическое упражнение «Дятел».
У. — Дятел не просто так стучит, он рассылает всем птицам телеграммы о том, что пришла весна давайте поможем ему.
Дятел сел на толстый сук тук, тук, тук.
Всем друзьям своим на юг тук, тук, тук
Телеграммы срочно шлет туки-тук, туки-тук
Что весна уже идет туки-тук, туки-тук
Что растаял снег вокруг туки-тук, туки-тук
Распевка. — Давайте исполним песню ярко и весело, а чтобы получилось красиво, я предлагаю настроить свой голос.
Речевые игры и упражнения: «Язык играет в футбол», «Лошадка» . ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ:
Формировать правильное певческое дыхание — .
Упражнения: «вдыхай аромат цветов»,
Музыкальная лесенка с движением руки. » Паровоз»
Песня «Солнечный лучик»
Знакомство с песней , беседа о характере песни
Работа по фразам
Разучивание 1 ,2 куплета песни
Работа над чистотой интонации
Исполнение 1, 2 куплета
У. Ребята, отгадайте мою загадку: Из-под снега расцветает, Раньше всех весну встречает.
Дети: Подснежник.
У: Правильно, подснежник. Многие великие музыканты, сочиняя свои произведения,
Учились у природы. П. И. Чайковский создал фортепианный цикл «Времена года». Весь
Цикл состоит из 12 пьес представляющих собой образ одного из месяцев года. У каждой
Пьесы есть свое название помимо названия месяца. Так как мы говорим сегодня о весне я
Предлагаю послушать пьесу из цикла «Времена года» о весеннем месяце апреле.
Прослушивание произведения: » Апрель. Подснежник»
.
Что вы представили, когда слушали эту музыку?
Как вы думаете, что рисует композитор своей музыкой?
Молодцы!
А что еще происходит в апреле?
Как называются цветы, растущие прямо из — под снега?
Логоритмическое упражнение: «Подснежник»
Я родился! Я родился! Ладони к груди, руки вверх — 2 раза.
Снег пробил, Складывают ладони перед грудью в «бутон» и
Поднимают на уровень глаз
На свет явился! Раскрывают «бутон», раздвинув пальцы в сторону
Ух, какой ты снег колючий, грозят указательным пальцем
Ты холодный снег и злющий. Скрещивают руки на груди и хлопают,
Хлопают ладонями, а затем по плечам
О морозах зря мечтаешь Указательным пальцем вправо — влево
Очень скоро, ты растаешь, Машут ладонями движение от себя
Легенда о подснежниках
Однажды богиня Флора раздавала цветам костюмы для карнавала и подарила Подснежнику белое платье. Но снег тоже захотел принять участие в карнавале, хотя карнавальной одежды ему не полагалось. Тогда он стал просить цветы поделиться с ним костюмом.
Все цветы боялись холода и не согласились, и только подснежник укрыл его своим хитоном. С тех пор они неразлучны, а в благодарность за тот вечер снег никогда не оставит хрупкий цветок в беде.
— Я предлагаю вам сегодня самим сделать себе подснежник.
Практическая работа. Подготовка к аппликации солью.
Возьмите за основу лист бумаги. Нарисуйте подснежник, обведите контур подснежника клеем и засыпьте лист цветной соль . А затем поставьте лист вертикально, чтобы остатки соли ссыпались на стол.
Выполнение работы «Аппликация солью» под музыку П. И. Чайковского «Апрель». «Подснежник» .
У. — Какие замечательные работы у вас получились, какие хрупкие, но какие красивые цветы. Молодцы!
Итоги.
Продолжите фразу:
Сегодня я узнал …
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Сегодня вы хорошо работали, и мне хотелось бы поставить вам всем одну общую оценку «отлично».
Молодцы!