Конспект урока по технологии «Технология ручных работ»
Учитель технологии первой квалификационной категории МОУ СОШ №125
Абузярова Ольга Михайловна
Разработка урока «Технология ручных работ»
Тема: Технология ручных работ. Инструменты для ручных работ. Ручные стежки.
Цель: Ознакомить учащихся с правилами выполнения ручных работ, инструментами; научить выполнять прямые и косые стежки, сметывать детали с припуском;
Воспитывать культуру труда, эстетический труд.
Оборудование: Рабочий инструмент: ножницы, иголки, нитки, кусочки х/б тканей, образцы выполнения стежков
Ход занятий
Организационный момент.
А) Подготовка рабочих мест.
Б) Сведения об отсутствующих
2) Повторение.
По конспекту уч-ся повторяют правила техники безопасности при ручных работах.
3)Вводный инструктаж.
А)Инструменты и приспособления для выполнения ручных работ.
Ручные иглы должны быть острыми, упругими, хорошо отполированы. Иглы различаются по диаметру, длине, размеру ушка, № игл от 1до12. Все иглы нечетных номеров длине, чем четные.
При пошиве платья используются иглы № 1,2,3.
В соответствии с №иглы подбирают № ниток.
Нитки | |
Вуаль и другие х. б. тонкие ткани. | 50-80 |
Ситец, сатин, фланель. | 50-60 |
Тонкий шелк такие как шифон, креп-жоржет. | 65-75шелк 80-х/б |
Крепдешин, креп-сатин | 60-80 х/б |
Шерстяные | 50-60 |
Ножницы №4,5 лезвия хорошо заточены;
Наперсток №2,3,4,5,8,10,12 с металлическим или пластмассовым донышком.
См. лента
Линейка 60-80 см — для уточнения контуров деталей.
Мел или мыло для нанесения линий на ткани.
Резец для перенесения линий с бумаги на другую.
Булавки для временного скрепления деталей.
Б) Стежки и строчки
Для обработки деталей одежды и их соединения применяют нитки, клей, реже сварку.
При обработке одежды применяют в основном ниточное соединение деталей.
Стежок — получается при ниточном способе соединения деталей между двумя проколами ткани иглой.
Строчка — это последовательный ряд стежков. Ручные стежки должны быть равны и одинаковы с лицевой и изнаночной стороны. Нитку надо затягивать равномерно, правильно располагая каждый стежок.
В) Прямые стежки служат при изготовлении одежды. Прямой сметочный стежок легко распускается; он применяется для временного соединения деталей изделия при подготовке к примерке, к выполнению машинных работ. Соединение двух деталей сметочной сточкой выполняют при равном натяжении обеих деталей или с небольшой слабиной одной из деталей . Длина прямого стежка зависит от толщины ткани, назначения изделия и колеблется от 5до22мм.
Г) Косой сметочный стежок применяется при выметывании деталей, дает долее устойчивое соединение, что исключает сдвиги ткани при пошиве. Иглу вводят в ткань снизу вверх насквозь и выводят на лицевую сторону. Следующий прокол иглы на величину стежка: вверх и влево и т. д. длина стежка зависит от вида ткани.
Д) Заметочный прямой стежок служит для временного закрепления подогнутых краев деталей верхней одежды) Длина стежка 10-30мм.
Е) Выметочный прямой стежок используют для закрепления швов в деталях, предварительно соединенных машиной строчкой и вывернутых на лицевую сторону так, что срезы швов расположены внутри детали. Длина стежка 5-10 мм.
Ж) Копировальные строчки прямых стежков используют для точного нанесения намеченных линий с одной детали на другую, симметричную ей. Для прокладывания копировальных стежков применяют х. б. пряжу или нитки контрастного цвета.
З) Строчки для образования сборок используют редко, только для изготовления верхней одежды. Для образования прокладывают 2 паралейные строчки прямых стежков длиной 3-7мм. С расстоянием от среза деталей до 1й строчки 2-5мм, а между строчками 1-4мм.
Срез деталей стягивают на желаемую величину, образовавшийся сборки распределить равномерно по всей длине.
4) Закрепление
Выполнение практической работы.
1. Выполнить на образцах сметочный прямой стежок
2. Выполнить на образцах сметочный прямой стежок
3. Выполнить сметочный косой стежок длиной 7мм.
4. Выполнить заметочный прямой стежок.
5. Выполнить копировальный стежок.
6. Выполнить сметывание деталей с посадкой.
5)Зачет по теме «Травматизм, техники безопасности в учебных мастерских».
6) Заключительный этап
Беседа: 1. Что нового узнали?
2. Чему научились?
3. Какие инструменты используют для ручных работ?
4. Что такое стежок? Строчка?
5. Назовите прямые стежки?
7) Уборка рабочих мест.