«Отцы и учители…»
Когда Алеша в романе «Братья Карамазовы» обращается к старцу Зосиме со словами «отец и учитель» , в сознании всякого, внимательно читавшего Евангелие, должен возникнуть один из самых острых и парадоксальных евангельских текстов, который Достоевский, конечно, не мог пропустить без внимания и отклика: «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос»
Поскольку к этому моменту текста уже достаточно выяснилось, что Зосима, в сущности, заслонил Алеше Христа , то данная фоновая цитата работает в том же направлении, подготавливая и объясняя Алешин бунт. Но это отнюдь не решение в романе проблемы одного из самых преткновенных евангельских текстов — это лишь постановка ее. Потому что, в сущности, весь Роман посвящен вопросу, кого и когда можно и нужно назвать отцом — вплоть до либерального и новаторского предложения Фетюковича — не называть отцом отца, пока тот не докажет сыну, что достоин так именоваться.
Однако Достоевский даст и решение — причем
Феофилакт, архиепископ Болгарский, в «Благовестнике» так комментирует Мф. 23, 8-10: «Христос не запрещает называться учителями, но запрещает страстно желать этого названия, всеми силами стараться о приобретении его, ибо учительское достоинство в собственном смысле принадлежит одному Богу»
Related posts:
- Печорин и Максим Максимыч Время… Это оно встало непреодолимой стеной между двадцатыми и тридцатыми годами прошлого века. Время отбросило назад шумные споры о будущем России, мечты, радость ожидания грядущих перемен. Все осталось там, за...
- Анализ первой главы поэмы В. В. Маяковского «Облако в штанах» Поэзия Маяковского поднимает глубокие нравственные вопросы, в которых затрагиваются проблемы добра и зла, прекрасного и безобразного, земного и возвышенного, сиюминутного и вечного. Он успел оставить людям свой дар поэта, «истратил...
- Проблема уважительного отношения к памяти погибших на войне К сожалению, году берут свое. Все дальше и дальше от нас ВОВ. И сегодня появляются люди спекулирующие именами тех, кто защищал Родину. Именно поэтому Виктор Астафьев и обращается к проблеме...
- Обобщающий урок по теме «Текстовый процессор» Цели урока : закрепить и систематизировать знания и умения учащихся по теме «Текстовый процессор MS WORD». Создать условия для самостоятельного применения знаний по теме при составлении творческого проекта. Развивать самостоятельность...
- Поступок, за который мне стыдно Однажды мы с Димой Копыловым, с которым учимся в одном классе и даже сидим за одной партой, поехали в выходной на рыбалку. Был май, вода была холодная, и еще никто...
- Судьба России в поэзии М. Ю. Лермонтова Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой. Ни слава, купленная кровью, Ни полный гордого доверия покой, Ни темной старины заветные преданья Не шевелят во мне отрадного...
- О чем мечтают герои пьесы Н. В. Гоголя «Ревизор»? Творчество Н. В. Гоголя не так уж велико и обширно. Есть писатели, чье творческое наследие составляет гораздо большее по объему количество произведений. Но, без сомнения, все, написанное великим Гоголем, является...
- В жизни всегда есть место подвигу Человеческую жизнь можно сравнить с лестницей, по которой идет восхождение от детства к зрелости. Привычные ступеньки — из года в год, от детства к школе, из класса в класс. Кажется,...
- Образ княжны Марьи в романе Л. Толстого «Война и мир» В романе «Война и мир» Толстой рисует, мастерски и убедительно, несколько типов женских характеров и судеб. Порывистая и романтичная Наташа, становящаяся в эпилоге романа «плодовитой самкой»; красивая, развращенная и глупая...
- Психологизм Достоевского Федор Михайлович Достоевский — выдающийся романист прошлого века. В его социально-философском психологическом романе «Преступление и наказание» во всем объеме раскрылся талант писателя-психолога. В своем произведении автор хотел показать не какое-то...
- Анализ стихотворения В. В. Маяковского «Бродвей» С именем Маяковского прочно связано представление о поэте-новаторе. В его творчестве нашла большое отражение социальная атмосфера, обращение к людям, размышления о жизни, традициях и обычаях народов различных стран. Его лирика...
- Сравнительная характеристика Наполеона и Кутузова Образы полководцев Кутузова и Наполеона, созданные в эпопее Толстого «Война и мир», — яркое воплощение толстовских принципов изображения исторических деятелей. Эти герои далеко не во всем совпадают со своими прототипами:...
- Какова символика вьюги в поэме Блока «Двенадцать»? Безусловно, одним из ведущих и талантливейших поэтов Серебряного века можно назвать А. Блока. За свою короткую жизнь Блок оставил нам богатейшее литературное наследие. Оно включает в себя стихотворения, поэмы, критические...
- Своеобразие трактовки образа Иуды в повести Л. Андреева «Иуда Искариот» Л. Андреев был художником, «живущим в мифе и мифом». С одной стороны, обращение к мифу было способом приобщения к «душе мира», выходом из собственного «я» на просторы мирозданья, с другой...
- Гениальный автор «Человеческой комедии» Французский писатель Оноре де Бальзак — крупнейший представитель критического реализма в западноевропейской литературе. «Человеческая комедия», которая по замыслу гениального писателя должна была стать такой же энциклопедией жизни, какой была «Божественная...
- Сочинение на тему Разум и чувства по литературе Итоговое сочинение по литературе 11 класс Люди руководствуются различными порывами. Иногда ими управляет симпатия, теплое отношение, и они забывают о голосе разума. Можно разделить человечество на две половинки. Одни постоянно...
- Народный характер войны в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Изображая в своем романе «Война и мир» военные события, Толстой не только дает широкие полотна, рисующие такие яркие картины, как Шенграбенское, Аустерлицкое и Бородинское сражения, но широко показывает и каждого...
- Крестьянство в произведениях Шукшина В русской литературе жанр деревенской прозы заметно отличается от всех остальных жанров. В России издревле крестьянство занимало главную роль в истории: не по силе власти , а по духу —...
- «Конармия» И. Бабеля Бурка начдива Павличепки веяла над штабом, как мрачный флаг. И. Бабель Бабель прибыл в Первую конную армию в качестве корреспондента газеты «Красный кавалерист». Если представить себе привилегированное казачество тех лет,...
- Анализ эпизода «Бал в доме Фамусовых» из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» произвела много шума в отечественной драматургии. Это — замечательное произведение с острым, афористичным языком. В своей пьесе Грибоедов затронул много вопросов и проблем...
- Тема добра и зла в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо»… Эти слова из поэмы Ф. Гете «Фауст» были взяты М. Булгаковым в качестве эпиграфа к первой части...
- Печорин и Грушницкий в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» В литературе нередко используется прием противопоставления главному герою другого персонажа с тем, чтобы еще более четко выделить характеры. Этим приемом пользуется и Лермонтов в романе «Герой нашего времени». Главный герой...
- Какие поступки Гека Финна можно назвать поступками взрослого человека? Мальчик Гек Финн — главный герой романа М. Твена «Приключения Гекльберри Финна». У него непростая судьба — из-за пьяницы отца, Геку приходилось бродяжничать, скитаться по добрым людям, жить на помойке....
- Е. И. Замятин. «Мы» Как известно, цензура 20-х годов отличалась острым «диагностическим» чутьем. Редкие произведения, авторы которых игнорировали классовый подход к литературе, своевременно выходили в свет. Роман «Мы» был задержан почти на семьдесят лет....
- Стихийность крестьянского движения в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и в романе М. Ю. Лермонтова «Вадим» Оба произведения — повесть «Капитанская дочка» и роман «Вадим» — объединяет и сближает то, что они посвящены истории нашей страны и пытаются ответить на вопрос: кто наиболее активная сила в...
- Сочинение по рассказу Платонова Возвращение Военная тема является одной из самых популярных в литературе. Многие произведения повествуют о течении войны, о солдатах и героизме, а некоторые описывают послевоенное время. К последнему типу можно отнести работу...
- Добро и зло в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Комедия «Недоросль» была написана Денисом Ивановичем Фонвизиным в 1781году. Одной из центральных проблем было воспитание. В то время в России была идея просвященной монархии. Вторая проблема — это жестокое обращение...
- Фольклорные и христианские мотивы в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» А. И. Солженицын является одним из тех писателей, кто жил и творил в трудные годы советской России. Страдания народа, вызванные несправедливостью социального строя, волновали писателя. Война и голод, бесконечные восстания...
- Композиция романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и ее роль в раскрытии образа Печорина Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» — произведение во многом новаторское. Оно впервые в русской литературе глубоко и психологически тонко сумело раскрыть сложный внутренний мир человека, отразила в образе...
- Верность слову Что есть сила духа? Каждый ответит на этот вопрос по-своему. Для меня сила духа — это воля, характер, умение держать себя в руках. А какие качества характера делают нас сильными?...
- Образ Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» План 1. Проблематика романа «Отцы и дети». 2. Жизнь и жизненная позиция Базарова. 3. Трагичность образа Базарова. Написанный в 1862 году, роман «Отцы и дети» является документальным свидетельством происходившей в...
- Нравственные искания Андрея Болконского Если внимательно проследить за тем, как складывались судьбы главных героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир», то можно с уверенностью сказать: каждый из них пережил существенную эволюцию своих взглядов...
- 8 марта в подготовительной группе Как мы отмечали праздник 8 марта в подготовительной группе детского сада Отшумели, отгремели праздники! 8 марта традиционно во всех учреждениях и организациях празднуется весело и ярко! Конечно, мы с детьми...
- Как представляют себе счастье герои поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»? Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» — это широкие эпическое полотно, на котором изображены последствия одного из самых значительных событий в истории России — отмены крепостного права....
- «Старик и море» Эрнеста Хемингуэя и «Царь-рыба» Виктора Астафьева Опыт сопоставительного изучения Как возникла мысль сопоставить два эти текста, или, точнее, изучать их в 11-м классе в паре? Аспект практический: повесть Астафьева дает материалы для работы над выпускным сочинением...
- Сравнение Челкаша и Гаврилы В рассказе «Челкаш» М. Горький описывает «маленькую драму, разыгравшуюся между двумя людьми». Оба героя — Челкаш и Гаврила — выходцы из деревни. Челкаш греет сердце вспоминаниями о деревенском детстве и...
- В чем счастье? В чем счастье? Однажды отец богатой семьи решил взять своего маленького сына в деревню, на ферму, чтобы показать сыну, насколько бедными могут быть люди. Они провели день и ночь на...
- Куда уходит детство? Детство… Говорят, что это самая счастливая пора жизни. Но ценить его мы начинаем только тогда, когда оно уходит или уже ушло насовсем. «Дайте до детства счастливый билет», — просят некоторые....
- Психолого-педагогічні основи поняття колективної взаємодії Дехтяр Є. С. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГІЧНІ ОСНОВИ ПОНЯТТЯ КОЛЕКТИВНОЇ ВЗАЄМОДІЇ Анотація: В статті на основі аналізу наукової літератури виділені основні підходи вчених до тлумачення поняття колективної взаємодії, розкриті психолого-педагогічні основи даного поняття,...
- Літературний музей 30 травня наш класс відвідав літературний музей.. Незважаючи на те, що для мене українська література є рідною — екскурсія була не дуже емоційною та цікавою. Музей складається з двох поверхів,...