Тайны баллады И. В. Гете «Лесной царь»
6-7-й классы
I
1. Сегодня на уроке из века XXI перенесемся в век XVIII, в последнее его двадцатилетие. В культуре и литературе это эпоха романтизма тизм») . Для романтизма, как литературного направления, характерен интерес к таинственному, потустороннему миру, отказ от обыденного, недаром основной чертой романтизма исследователи считают двоемирие, взор поэта-романтика прикован к мятущейся душе человека, ее порывам.
У каждого литературного направления есть любимые жанры; в романтизме одним из любимых жанров была баллада.
2. Каковы
Баллада — лиро-эпическое произведение; сюжет развивается динамично, он раскрывает, какую-то тайну; диалог; нарастание чувств героев баллады, на них сосредоточено внимание автора.
3. Одна из самых известных баллад — баллада великого немецкого поэта И. В. Гете «Лесной царь», созданная в 1782 году . Я прочитаю ее, а вы попытайтесь проанализировать свои чувства.
4. Какие чувства вызвала у вас баллада? Почему? Как поэту удается вызвать у читателей эти чувства?
В чем секрет баллады?
Постичь тайны баллады Гете — цель нашего урока, а тему так и определим — «Тайны баллады
II
1. Итак, один из признаков баллады — динамично развивающийся сюжет. Сюжет литературного произведения обычно состоит из экспозиции , завязки , действие развивается обычно по нарастанию и стремится к кульминации , после кульминационной точки действие ниспадает и завершается развязкой.
2. Найдем в нашей балладе названные элементы сюжета.
— Какое событие заставило всадника пуститься в путь?
— А какова судьба персонажей до начала этой езды?
— Что же известно о них?
— Какое событие является кульминационным?
— Есть ли в балладе развязка?
3. Вывод. Героев окружает неизвестность, которая создается отсутствием экспозиции, завязки, развязки сюжета. Такое строение сюжета называется фрагментарным.
Именно фрагментарность сюжета и есть первая тайна баллады.
III
1. Мы уже сказали, что внимание поэта приковано не к событиям, а к чувствам героев. Основное чувство героев?
— Чем он вызван?
2. Смысловой центр баллады — диалог отца и сына; сына и лесного царя.
3. Попытаемся вместе войти в царство лесного царя.
— Нравится ли вам мир лесного царя? Почему?
— А ребенку? Как это показывает поэт?
4. А что видит отец?
Сделайте самостоятельно схему мира реального. Что у вас получилось?