«Сон в летнюю ночь», художественный анализ комедии Уильяма Шекспира

Первое упоминание о комедии «Сон в летнюю ночь» датируется 1598-м годом, в трудах Ф. Мереса — ведущего театрального летописца Англии. Сама пьеса, по мнению исследователей, появилась на свет между 1594-м — 1596-м годами. Считается, что Шекспир создал ее либо для праздника в честь бракосочетания важной английской особы , либо для увеселения королевы Елизаветы I по случая празднования дня св.

Иоанна Крестителя, бывшего в Европе еще и днем Ивана Купалы, во время которого проходили народные гулянья в рамках языческих дохристианских обрядов.

В

отличие от большинства пьес Шекспира «Сон в летнюю ночь» имеет самостоятельный Сюжет, складывающийся из нескольких любовных историй: подготовки к бракосочетанию счастливых влюбленных Тезея и Ипполиты; борьбы за свою любовь Лизандра и Гермии и Елены и Деметрия; восстановления супружеских отношений царя и царицы фей — Оберона и Титании; выдуманной любви Пирама и Фисбы, представленной афинскими ремесленниками при дворе герцога. Заимствованными являются Художественные образы комедии — античные герои Тезей и Ипполита, персонажи «Метаморфоз» Овидия — Пирам и Фисба, герои из английского фольклора
— Оберон и Титания, Малый Добрый Робин , другие эльфы из королевской свиты. Подруги Гермия и Елена, а также их возлюбленные — Лизандр и Деметрий — не имеют литературных аналогов.

На уровне характеров их можно соотнести с классическими романтическими героями, борющимися за свою любовь и переживающими бурю чувственных эмоций.

Внешний сюжет строится на истории свадебной подготовки Тезея и Ипполиты: комедия открывается приказом герцога организовать праздник для афинской молодежи и закрывается пьесой афинских горожан — «Прежалостная комедия и весьма жестокая кончина Пирама и Фисбы». Внутренний конфликт Формируется на любовном треугольнике Гермии, Лизандра и Деметрия. Движущей силой комедии становятся как реальные , так и ирреальные причины . Последние воспринимаются героями как неизбежное влияние природы, которое может как разрушить истинные чувства , так и восстановить их . Царь и царица фей выступают в комедии в образе добрых духов, заботящихся о благополучии людей . Театральное представление о любви Пирама и Фисбы оттеняет лирический сюжет, связанный с чувствами Гермии и Лизандра. История последних — классическая романтическая трагедия со счастливым финалом: влюбленные понимают, что не могут жить друг без друга; на их пути возникают препятствия ; они решаются на побег, попадаются, но избегают наказания в результате чудесным образом изменившегося положения .

По мнению Лизандра, «путь истинной любви» редко бывает гладок. Влюбленным всегда что-то мешает: разница в происхождении, в возрасте, навязанный со стороны выбор . Счастливые узы, считает герой, тоже могут быть порваны — обычно внешними событиями: войной, болезнью или смертью одного из влюбленных. Гермия соглашается с Лизандром в том, что «для влюбленных неизбежно страданье» и раз «таков закон судьбы», то нужно быть терпеливым в испытаниях.

Влюбленная в Деметрия Елена, как и Гермия, являет собой постоянство чувств, ради которых она готова как на предательство , так и на смерть от руки любимого. Любовь для Елены — высшая ценность жизни: все, что делается во имя любви, она воспринимает, как правильное и достойное; все, что против, — стыдное и оскорбительное. Девушка с легкостью предает подругу за благосклонное к себе отношение любимого и в то же время воспринимает как ужасную обиду «глумлении» Гермии над своими чувствами.

При этом любовь не затмевает разум Елены настолько, чтобы она забыли про свою женскую честь: героиня упрекает Деметрия в том, что в ней он «оскорбил всех женщин», которым «не пристало за любовь сражаться»; она верит в его порядочность, когда он говорит о том, что в лесу мог бы причинить ей зло.

Девическая стыдливость присуща не только Елене, но и Гермии, которая даже будучи уверенной в любви Лизандра, не желает спать рядом с ним в лесу, что отчасти и становится причиной ошибки Пэка, повлекшей за собой череду взаимных любовных споров и оскорблений. Малый Добрый Робин — известный среди английских ремесленников и крестьян озорник воспринимает человеческую драму как потеху, лишний раз подтверждающую закон судьбы, в которой на одну верную любовь приходится «фальшивых клятв мильон».

Комическое начало пьесы сосредоточено в Образах античных ремесленников — людей простых и недалеких, одновременно любящих и боящихся своего властителя. Они хотят порадовать герцога хорошей игрой, но вместе с тем страшатся его гнева в случае, если дамы вдруг испугаются грозного Льва или самоубийства Пирама. Тупость горожан лучше всего подмечает Пэк, наделивший главного актера пьесы — ткача Основу ослиной головой.

Рвущийся переиграть все роли на свете персонаж становится временным возлюбленным царицы фей Титании и выдуманным — Фисбы. «Самая умная голова», «самый красивый» мужчина и «по голосу — настоящий любовник» Основа вскрывает главный театральный конфликт всех времен и народов одной простой фразой о подготовке к выступлению: «Лев чтобы не думал обрезать ногти: они должны выглядывать из-под львиной шкуры, как когти».

Глядя на нелепейшее представление, зрители развлекаются собственными ремарками о происходящем на сцене. Тезей сознательно идет на это, желая вознаградить верность своих подданных . По мнению герцога, в народной любви главное — не красивые слова , а простые действия .

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: «Сон в летнюю ночь», художественный анализ комедии Уильяма Шекспира