«А как же вы в афишке пропустили грозу?. Ведь она тоже действующее лицо»
Смысл названия пьесы А. Островского «Гроза». 10-й класс
Мы не подберем названия — что это значит? Это значит, что идея пьесы не ясна; что сюжет не освещен как следует… что самое существование пьесы не оправдано, зачем она написана, что нового хочет сказать автор?
На доске — тема урока и эпиграф.
В течение многих лет я работаю над методикой изучения драматического произведения и пришла к убеждению, что обычный способ комментированного чтения по актам неэффективен, если не сказать больше — он несостоятелен, так как при
Поэтому нашей задачей было показать ученикам, какими «смыслами» может быть нагружено название произведения, как последовательно они актуализируются автором.
— Перечитайте тему урока, попробуйте определить, о чем
— Назовите ключевые слова в формулировке темы урока.
— Перечитайте эпиграф к уроку. Какую связь устанавливает автор внутри триады Название-идея-сюжет?
— Определите значения слова «гроза» по словарю В. И. Даля.
— В каком значении слова «гроза» появляется в пьесе?
Итак, вся экспозиция связана со значением слова «гроза». Островский универсально реализует метафору грозы. Образ связан со всеми действующими лицами.
— Какое значение «грозы» преобладает в экспозиции? Для калиновцев гроза «сверху» и «снизу». Сверху — наказание Божие, снизу — власть и деньги имущего.
— Какие образы драмы символизируют грозу снизу? В чем гроза Дикого? В чем гроза Кабановой?
Итак, цель «воина» Дикого — беззаконное упоение властью. Кабанова — более сложный вариант самодурства: ее цель — законное упоение властью . Для чего им нужен страх в обществе?
— Только ли Дикой и Кабанова испытывают упоение властью? Итак, Островскому в развернутой экспозиции нужно было показать, что Порядок купеческого городка держится на страхе. Осадная война Кабанихи, также как и лихие наскоки Дикого, идут от неуверенности и тревоги. Тревога Дикого смутная и неосознанная, страх Кабанихи осознанный и дальновидный: что-то не ладится, что-то сломано в механизме власти и подчинения.
Таким образом, метафора грозы — страх, упоение властью, угроза, грозить — проходит через всю экспозицию.
— Когда появляется гроза как явление природы? Рассмотрим значение этой сцены. Для чего Островский ввел образ полусумасшедшей барыни? К кому она обращается? Что пророчит?
На чем основано ее пророчество?
— Какова реакция Варвары на ее кликушество? А Катерины? Итак, у Варвары — здравый смысл, она с иронией принимает вековые традиции.
Это ее защита. Расчет и здравый смысл нужны Варваре как «лекарство» против страха. У Катерины — полное отсутствие расчета и здравого смысла, а нечто другое.
Что страшит Катерину?
— Какова композиционная роль этой сцены? Таким образом, в завязке действия тоже участвует гроза.
— Какое потрясение испытала Катерина в сцене прощания Тихона перед отъездом в Москву? Как это передано через авторские ремарки?
— «Предвещать дурной исход» — это еще одно значение слова «гроза». Как это значение обыгрывается в данной сцене? Проанализируйте монолог Катерины после сцены прощания . Каким образом в нем реализуется метафора грозы?
— Как Кудряш предупреждает Бориса о возможной погибели Катерины? Какой мотив/тема появляется в этом диалоге? Способен ли Борис защитить Катерину?
— Зачем в пьесе нужен диалог Кулигина и Дикого о громоотводе?
— Как вы думаете, почему так рассердился Дикой? Громоотвод словно против самого Дикого. Страх Божий испытывают перед самим Диким, боятся наказания от самого Дикого. У Кабанихи та же роль; вырвавшись от нее, Тихон радуется, что над ним «две недели никакой грозы не будет».
Самодурство связано со страхом за свою власть, поэтому оно требует постоянного ее подтверждения и испытания.
— Когда второй раз гроза как явление природы врывается в пьесу? Проанализируйте эту сцену. Зачем в ней нужны фразы: «гроза даром не пройдет», «ползет, шапкой обложило»?
Что усиливает напряженную атмосферу? Почему Катерина при появлении барыни с криком прячется? К кому обращается сумасшедшая барыня? Найдите фразы в ее монологе, которые по-своему слышит Катерина. Итак, стечение обстоятельств , усиливают трагедию в душе Катерины и ведут к признанию.
И как удар грома звучит ее признание. Для Катерины гроза — не глупый страх, а напоминание человеку об ответственности перед высшими силами добра и правды. «…Небесная гроза… только гармонирует с грозою нравственною еще более ужасною. И свекровь — гроза, и сознание преступления — гроза» . Таким образом, в кульминационной сцене тоже присутствует гроза.
— Гроза несет очищение. Смерть Катерины, подобно грозному раскату, грозовому разряду, несет очищение: просыпающееся чувство личности и новое отношение к миру. В ком из героев под воздействием смерти Катерины просыпается личность?
Итак, А. Н. Островский универсально реализовал метафору грозы в пьесе. Название пьесы представляет собой образ, символизирующий не только стихийную силу природы, но и грозовое состояние общества, грозу в душах людей. Гроза проходит через все элементы композиции .
Методический комментарий
Учитель работает по программе под ред. А. Г. Кутузова. На это прямо указывает формулировка темы урока — она дословно повторяет название главки в учебнике — и эпиграф к нему. Думается, что и замысел самого урока во многом «подсказан» фразой из учебника: «Островский в своей драме универсально реализует метафору грозы».
Понимая, что это утверждение нуждается в развернутом комментарии, учитель обращает на него особое внимание в процессе урока. Таким образом, урок не повторяет материал учебника, а существенно дополняет и углубляет его. Обратившись к поэтике заглавия буквально на первых уроках изучения пьесы, учитель дает некий универсальный ключ ко всему тексту, учит «мастерству понимания» драмы как рода литературы.
Кутузов А. Г., Роман ичева Е. С. и др. В мире литературы. 10-й класс.
Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 2000. С. 215-217.