«А как же вы в афишке пропустили грозу?. Ведь она тоже действующее лицо»

Смысл названия пьесы А. Островского «Гроза». 10-й класс

Мы не подберем названия — что это значит? Это значит, что идея пьесы не ясна; что сюжет не освещен как следует… что самое существование пьесы не оправдано, зачем она написана, что нового хочет сказать автор?

На доске — тема урока и эпиграф.

В течение многих лет я работаю над методикой изучения драматического произведения и пришла к убеждению, что обычный способ комментированного чтения по актам неэффективен, если не сказать больше — он несостоятелен, так как при

таком пути изучения пьесы школьник с трудом постигает специфику развития драматического конфликта, поэтику драмы как рода литературы. Урок, ход которого описан дальше, посвящен традиционной теме — смыслу названия произведения. Многие писатели XIX века используют метафорические названия, смысл которых ученик либо затрудняется раскрыть самостоятельно, либо дает ему примитивную трактовку.

Поэтому нашей задачей было показать ученикам, какими «смыслами» может быть нагружено название произведения, как последовательно они актуализируются автором.

— Перечитайте тему урока, попробуйте определить, о чем

будем говорить на уроке.

— Назовите ключевые слова в формулировке темы урока.

— Перечитайте эпиграф к уроку. Какую связь устанавливает автор внутри триады Название-идея-сюжет?

— Определите значения слова «гроза» по словарю В. И. Даля.

— В каком значении слова «гроза» появляется в пьесе?

Итак, вся экспозиция связана со значением слова «гроза». Островский универсально реализует метафору грозы. Образ связан со всеми действующими лицами.

— Какое значение «грозы» преобладает в экспозиции? Для калиновцев гроза «сверху» и «снизу». Сверху — наказание Божие, снизу — власть и деньги имущего.

— Какие образы драмы символизируют грозу снизу? В чем гроза Дикого? В чем гроза Кабановой?

Итак, цель «воина» Дикого — беззаконное упоение властью. Кабанова — более сложный вариант самодурства: ее цель — законное упоение властью . Для чего им нужен страх в обществе?

— Только ли Дикой и Кабанова испытывают упоение властью? Итак, Островскому в развернутой экспозиции нужно было показать, что Порядок купеческого городка держится на страхе. Осадная война Кабанихи, также как и лихие наскоки Дикого, идут от неуверенности и тревоги. Тревога Дикого смутная и неосознанная, страх Кабанихи осознанный и дальновидный: что-то не ладится, что-то сломано в механизме власти и подчинения.

Таким образом, метафора грозы — страх, упоение властью, угроза, грозить — проходит через всю экспозицию.

— Когда появляется гроза как явление природы? Рассмотрим значение этой сцены. Для чего Островский ввел образ полусумасшедшей барыни? К кому она обращается? Что пророчит?

На чем основано ее пророчество?

— Какова реакция Варвары на ее кликушество? А Катерины? Итак, у Варвары — здравый смысл, она с иронией принимает вековые традиции.

Это ее защита. Расчет и здравый смысл нужны Варваре как «лекарство» против страха. У Катерины — полное отсутствие расчета и здравого смысла, а нечто другое.

Что страшит Катерину?

— Какова композиционная роль этой сцены? Таким образом, в завязке действия тоже участвует гроза.

— Какое потрясение испытала Катерина в сцене прощания Тихона перед отъездом в Москву? Как это передано через авторские ремарки?

— «Предвещать дурной исход» — это еще одно значение слова «гроза». Как это значение обыгрывается в данной сцене? Проанализируйте монолог Катерины после сцены прощания . Каким образом в нем реализуется метафора грозы?

— Как Кудряш предупреждает Бориса о возможной погибели Катерины? Какой мотив/тема появляется в этом диалоге? Способен ли Борис защитить Катерину?

— Зачем в пьесе нужен диалог Кулигина и Дикого о громоотводе?

— Как вы думаете, почему так рассердился Дикой? Громоотвод словно против самого Дикого. Страх Божий испытывают перед самим Диким, боятся наказания от самого Дикого. У Кабанихи та же роль; вырвавшись от нее, Тихон радуется, что над ним «две недели никакой грозы не будет».

Самодурство связано со страхом за свою власть, поэтому оно требует постоянного ее подтверждения и испытания.

— Когда второй раз гроза как явление природы врывается в пьесу? Проанализируйте эту сцену. Зачем в ней нужны фразы: «гроза даром не пройдет», «ползет, шапкой обложило»?

Что усиливает напряженную атмосферу? Почему Катерина при появлении барыни с криком прячется? К кому обращается сумасшедшая барыня? Найдите фразы в ее монологе, которые по-своему слышит Катерина. Итак, стечение обстоятельств , усиливают трагедию в душе Катерины и ведут к признанию.

И как удар грома звучит ее признание. Для Катерины гроза — не глупый страх, а напоминание человеку об ответственности перед высшими силами добра и правды. «…Небесная гроза… только гармонирует с грозою нравственною еще более ужасною. И свекровь — гроза, и сознание преступления — гроза» . Таким образом, в кульминационной сцене тоже присутствует гроза.

— Гроза несет очищение. Смерть Катерины, подобно грозному раскату, грозовому разряду, несет очищение: просыпающееся чувство личности и новое отношение к миру. В ком из героев под воздействием смерти Катерины просыпается личность?

Итак, А. Н. Островский универсально реализовал метафору грозы в пьесе. Название пьесы представляет собой образ, символизирующий не только стихийную силу природы, но и грозовое состояние общества, грозу в душах людей. Гроза проходит через все элементы композиции .

Методический комментарий

Учитель работает по программе под ред. А. Г. Кутузова. На это прямо указывает формулировка темы урока — она дословно повторяет название главки в учебнике — и эпиграф к нему. Думается, что и замысел самого урока во многом «подсказан» фразой из учебника: «Островский в своей драме универсально реализует метафору грозы».

Понимая, что это утверждение нуждается в развернутом комментарии, учитель обращает на него особое внимание в процессе урока. Таким образом, урок не повторяет материал учебника, а существенно дополняет и углубляет его. Обратившись к поэтике заглавия буквально на первых уроках изучения пьесы, учитель дает некий универсальный ключ ко всему тексту, учит «мастерству понимания» драмы как рода литературы.

Кутузов А. Г., Роман ичева Е. С. и др. В мире литературы. 10-й класс.

Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 2000. С. 215-217.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: «А как же вы в афишке пропустили грозу?. Ведь она тоже действующее лицо»