Роль художественных деталей в повести «Гобсек» О. де Бальзака
Верность художественной детали — характерная черта бальзаковского реализма. Создавая образ Гобсека, писатель использует целый ряд определений, позволяющих подчеркнуть и показать читателю психологически сложный характер. За счет гротеска Бальзак добивается особой выразительности образа, в котором органично проявляется бальзаковский синтез романтического и реалистического начал. Так, в характеристике образа Гобсека появляются определения: «человек-вексель», «человек-автомат», «удав ненасытный», «фантастическая фигура,
Мало того, даже фамилия главного героя, вынесенная в название повести, является таким определением: «Гобсек» в переводе означает «Живоглот».
Художественная деталь играет исключительно важную роль и в создании портретной характеристики бальзаковских героев. Как правило, писатель дает сначала общий портрет героя, затем дополняет его отдельными характерными деталями, разбросанными в тексте всего повествования. Так, например, в повести «Гобсек» художественные детали не только дополняют и уточняют облик ростовщика, но и раскрывают какие-то очень важные для понимания
Этой же цели служат детали, характеризующие «удивительный, необыкновенный взгляд» Гобсека. Так, глаза ростовщика под пером гениального художника становятся зеркалом его души, отражают его внутренний мир: «бесстрастные», «холодные», «проникающие в самую душу», «угасающие», «тусклые», «металлические».
В повести «Гобсек» немало страниц посвящено описанию быта героев, окружающей их обстановке. И в этих описаниях точно схваченные писателем детали раскрывают характеры и обстоятельства, в которых находятся герои. Особенно выразительны описания комнаты и кладовой Гобсека, спальни графини Анастази де Ресто.
Комната и кладовая ростовщика: «Комнату загромождала дорогая мебель, серебряная утварь, лампы, картины, вазы, книги, превосходные гравюры без рам, свернутые трубкой, и самые разнообразные редкости… В кладовой и гниющие паштеты, и груды всевозможных припасов,.. устрицы и рыба, покрывшаяся пухлой плесенью… тюки хлопка, ящики сахара, бочонки рома, кофе, индиго, табака — целого базара колониальных товаров».
Спальня графини де Ресто: «На медвежьей шкуре, разостланной у бронзовых львов, поддерживающих кровать красного дерева, блестел атлас белых туфелек, небрежно сброшенных усталой женщиной по возвращении с бала… По всей комнате раскиданы были цветы, бриллианты, перчатки, букет, пояс и прочие принадлежности бального наряда. Пахло какими-то тонкими духами…
И уже нищета, грозившая этой женщине или ее возлюбленному, притаившаяся за этой роскошью, поднимала голову и казала им свои острые зубы».
В этих описаниях перед нами зримо предстают два мира: «мир непомерного, превращающегося в самоцель и таким образом обессмысленного богатства» и «мир безумной, разорительной, угрожающей роскоши».
За счет «верности деталей», Бальзак в своих описаниях «достигает такой живописной выразительности, которую можно сравнить лишь с картинами старых мастеров». Поэтому не случайно характеристику Гобсека Бальзак завершает словами: «Голландец, достойный кисти Рембрандта».