Ужасное в новеллистике Э. По
Эдгар Аллан По — чрезвычайно яркая фигура в мировой литературе. Его прозаические произведения стали основами новых жанров, детективного и научно-фантастического. Его психологические новеллы заложили основания психологической прозы.
Творчество Эдгара По развертывалось в переломную эпоху. Творчество По отражает противоречия его эпохи во всей их обостренности и сложности, он острее других чувствует близость надвигающейся катастрофы. От противоречий действительности Эдгар По уходит в мир фантазии; стараясь не замечать борьбы, развертывающейся
Герои автора находятся во власти рока, предопределившего их гибель, они безвольны, в них нет силы для протеста против жизни, которую они воспринимают как зло. Каждый из них является жертвой какой-нибудь навязчивой идеи. Проблема борьбы добра со злом, раздвоения психики, тяги человека к злу раскрыта в новелле «Вильям Вильсон». Главный герой рассказывает о своей жизни, о том, как он познакомился со своим
Ведь в этой борьбе Вильсон мог стать лучше, но он уничтожил свой последний шанс. Так же признаки страха и безумия мы видим в другой новелле «Падение дома Ашеров». Недаром избираются такие ужасные моменты, как преждевременное погребение, замуравление живьем. В древнем, мрачном, полном какой-то особой гнетущей атмосферы замке живет последний его владелец — Родерик Ашер. С болезненно-нервной восприимчивостью он сквозь шум грозы слышит, как пытается вырваться из гроба заживо похороненная им в фамильном склепе сестра, но он не в силах пойти и помочь ей, у него страх перед тем ужасом, которым ему доведется испытать.
Сестра появляется в окровавленном саване, ужас убивает ее брата, они оба умирают, и замок Ашеров падает, разрушенный грозой. Возможно, этого бы не произошло, если бы Родерик поборол в себе страх перед местью Мэдилейн. Ведь он сам мог пойти в склеп и открыть сестру еще живой. И тогда его не мучила бы совесть и страх возмездия. А так получается, что в уничтожении своей семьи виноват он сам, и страх, который Ашер не смог побороть победил разум.
Но если самое неестественное и непостижимое, развиваясь со строгой логической последовательностью в рассказах, Эдгар По заставляет читателя поверить в невероятное, то здесь мастерство автора не помогло — герои его остались безвольны. Он невнимателен к среднему человеческому характеру, к психологии и быту обыкновенного человека, его интересует только необычное, ужасное. Сверхъестественное у По, это избранный путь для достижения эффекта. Эффектами же определено условное изображение героев у По, которое соответствует условному реализму его диких и безлюдных пейзажей.
Безысходный ужас жизни, безраздельно господствующий над человеком мир как царство безумия, гибель и распад как предопределенный жестокой верховной силой удел человека — таково содержание «страшных рассказов» Эдгара По.