Разработка урока по биологии в 11 классе по теме «Вид. Критерии вида. Популяция — единица вида и эволюции»
Разработка урока по биологии в 11 классе по теме
«Вид. Критерии вида. Популяция — единица вида и эволюции»
Цель: сформировать знания о виде, его критериях и структуре; раскрыть сущность генетических процессов в популяциях и их результатов; доказать эволюционную роль мутаций.
Задачи:
Знать определение понятия «вид»;
Называть критерии вида и обосновывать важность критериев для определения вида;
Доказывать, что вид объективно существует в природе;
Использовать элементы причинно-следственного анализа для
Развивать умения и навыки интерактивного способа получения знаний;
Формировать коммуникативные качества личности, культуру ораторской речи.
Тип урока: урок первичного изучения и закрепления новых знаний.
Оборудование: Компьютер; интерактивная доска; ноутбуки.
Средства обучения: Захаров В. Б., Мамонтов С. Г., Сонин Н. И. Общая биология. 11 кл. Профильный уровень. Ч.2/Под ред. проф.
В. Б. Захарова. — М.: Дрофа, 2007; интерактивный курс для школьников «Биология. 10-11 класс». ЗАО «Образование — Медиа», 2008.
Изд-во «Просвещение», 2008; кинофрагменты
Ход урока
Проверка знаний о сущности и механизмах естественного отбора; проверка умения анализировать примеры проявления естественного отбора в живой природе с целью выявления основ и регуляторов этого отбора — .
Формы проверки знаний: беседа, рассказ, работа с рисунками и видеофрагментами по теме, сравнение искусственного и естественного отбора , характеристика форм борьбы за существование на конкретных примерах, тестирование в программе АСТ-тест).
Изучение нового материала.
Мотивация и сообщение темы урока. Целеполагание — 2 мин.
Формирование 5-ти рабочих групп. Для работы каждой группе предоставлен ноутбук и диск «Интерактивный курс для школьников «Биология.10-11 кл.»» — 3 мин.
Работа в группах проводится в соответствии с инструктивной карточкой — 15 мин.
Отчет группы о выполнении заданий . Объяснение материала сопровождается демонстрацией на доске рисунков, схем, иллюстраций, предусмотренных содержанием урока интерактивного курса «Биология. 10-11 класс» — 20-25 мин.
По ходу раскрытия вопроса учащиеся фиксируют в тетрадях основные понятия, определения по теме, задают вопросы выступающим.
Закрепление материала — 15 мин.
Использование авторской Презентации «Критерии вида. Биологические задачи».
Подведение итогов урока. Рефлексия: Чего мы достигли на уроке? Как прошла совместная работа?
Следует ли практиковать такую форму проведения урока? — 3 мин.
Домашнее задание. Повторить материал: п.1.4.1. Вопросы для повторения и задания к тексту.
Подготовиться к лабораторной работе «Описание особей вида по морфологическому критерию» — 1 мин.