Сказкотерапия

Сказкотерапия

Значение сказки в воспитании детей тяжело переоценить. Сказка не только источник народной мудрости, но и неиссякаемый источник развития эмоциональной сферы творческих способностей ребенка. Сказка обогащает социальный и предметный опыт ребенка, показывает способы разрешения моральных ситуаций; и к тому же в ней всегда побеждает добро.

Народная педагогика, отраженная в сказках, заложила образцы русской речи.

Авторская сказка продолжает традиции народной и также незаменима в развитии ребенка.

Рассмотрим значение

сказки:

— образец русской речи;

— воспитатель чувств;

— развитие речи;

— самосознание.

Сказка в жизнедеятельности ребенка:

— сфера «Природа» — экологическое воспитание, речевое развитие;

— сфера «Культура» — ознакомление с народными традициями, обычаями, речевое развитие;

— сфера «Люди» — правовое воспитание, другие люди;

— сфера «Я сам» — чувства , здоровый образ жизни; гендерное воспитание и т. д.

Сказкотерапию можно назвать «детским» методом, потому что она обращена к чистому и восприимчивому началу каждого ребенка. Сказок

великое множество, но все сказки в гендерном отношении можно разделить на 3 группы:

— мужские ;

— Женские ;

— Смешанные .

Сказки формируют в будущих мужчинах такие черты, как умение противостоять трудностям, мужество, отвагу, бесстрашие. Например: «Три поросенка» и «Колобок» — адекватное восприятие реальности, представление о враге и безопасности, желание победить врага.

Слагаемые успеха: крепкое убежище, объединение сил, использование собственного преимущества и слабых сторон противника, удача.

«Маша и медведь», «Хаврошечка», «Морозко» — способность создания комфортной сферы, желание найти достойного партнера, т. е. выбрать лучшее.

Смешанные — взаимовлиянии мужественности и женственности, их гармонии.

В экологическом воспитании сказка относительно новое явление: она по сути своей противоположна природной действительности, в ней «невозможное возможно; в ней происходят нереальные события, невозможные превращения.

В природе, наоборот, все взаимосвязано, для нее характерно течение в определенном русле и строгая смена закономерных явлений, событий.

Природа — структура, в которой все взаимосвязано, все определяется причинно-следственными связями. Животные, герои сказок, часто ведут себя как люди . Формирование у детей реалистических представлений о природе только через сказку невозможно. Именно поэтому в экологическом воспитании ведущим методом является наблюдение, эксперимент, практика.

Но сказка, представленная сочетанием образного слова с иллюстрацией, театрализацией, оказывает большое влияние на эмоции детей. Поэтому хорошо подобранная сказка станет хорошим дополнением к наблюдениям за живыми объектами в природе, экологическое содержание сказок всегда реально, а фантастические образы и события делают сказку увлекательной и интересной.

Например: сказки «12 месяцев» С. Маршака; «Под кустом» Н. Павловой; Б. Заходера «Серая звездочка», «Про всех на свете» и другие. «Репка», «Курочка Ряба» — решение экологических задач.

Речевое развитие:

— композиционное построение сказки ;

— изобразительно-выразительные средства текста, особенности интонации ;

— особенности рассказывания сказки: плавно, неторопливо, много повторов;

— Анализ сказки;

— самый веселый, грустный эпизод;

— эмоциональное состояние героев;

— личное отношение;

— важность каждого слова;

;

— смысловое значение слов;

— пословицы и поговорки ;

— разрешение проблемных ситуаций;

— обращение к личному опыту;

— вопросы к сказке продумать;

— драматизация, инсценизация и т. п.

Для развивающей деятельности дидактические игры:

«Да — нет» Характеристика героев. Мальчик — с пальчик:

Маленький, скромный, трудолюбивый. Да или нет?

Красный зеленый

Характеристика поступков действий.

Лиса съела колобка? .

Хорошо сделала лиса? Почему?

«Доскажи словечко» — досказать фразу из сказки: Шла лисичка по дорожке и нашла… ; пословицу.

«Вспомни имя» — Василиса… ; Поросята .

«Как в сказке говорится» — по картинкам подобрать эпитет .

«Ответь на вопрос» — пословицей или поговоркой.

Без чего не вытащить рыбку из пруда?

В какие сани не следует садиться? И т. д.

Работа над сказкой должна заключаться не только в чтении и формальном ответе на вопросы, а в проживании смысла сказки, ее обыгрывании; это и продолжение сказки, замена концовки, замена ситуаций, замена проблемы или версийность ее, замена характера персонажей сказок, составление сказки с другими персонажами, составление сказки.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Сказкотерапия