«Пугачев» анализ поэмы Сергея Есенина
Сергей Есенин исключительно тщательно приступил к сбору материалов перед написанием Поэмы «Пугачев» . Поэт решился осветить один из наиболее сложных этапов развития отечественной истории, хотел максимально правдиво рассказать о том времени. Все необходимые исторические сведения он собирал, исследовал не один год. Непосредственно к работе над поэмой поэт приступает в 1921-м году, а в 1922-м она уже была опубликована отдельной книгой.
Сам Есенин говорил о своей работе над произведением И. Н. Розанову. Стоит отметить, что у Сергея Есенина
Есенин замечает, что он постарался обрисовать не только самого Пугачева, но и воссоздать ярко и объективно образы его сподвижников. Кроме того, Сергей Есенин в своей поэме стремится придать действию динамизм, меняя
Этот прием создает акцент и на его образе.
Интересно, что именно монолог Хлопуши часто читал сам Есенин, сохранилась даже фонограмма с записью.
Композиция, сюжет, рифма и ритм
Поэма «Пугачев» состоит из восьми частей. В них последовательно разворачивается картина крестьянского восстания. Сначала Пугачев появляется в Яицком городке. Там он разговаривает со сторожем и понимает, что именно он должен быть тем самым человеком, который «первым бросит камень».
Далее описано бегство калмыков. Затем осенней ночью Пугачев обсуждает восстание с Караваевым. В следующей части читатели уже узнают о намерении Пугачева назвать себя Петром.
Он хочет объединить в восстании разные народы и надеется добиться успеха.
Хлопуша появляется перед читателями в главе «Уральский каторжник». Герой отмечает, что Пугачева любят за удаль и буйство, для него не имеет большого значения, является ли бунтовщик Петром на самом деле. Восставшие движутся к городам, но бунт подавлен. Пугачев окружен казаками. Он не сумел удержать власть в своих руках, не смог изменить предначертанный ход истории.
Он снова один, без соратников, как и в самом начале поэмы, что создает своеобразную Кольцевую композицию.
Написана поэма в традициях оригинального литературного направления. Здесь читатели сразу видят, что Есенин — представитель Имажинизма. Это заметно с первых строк: «Ржет дорога в жуткое пространство», «Луна, как желтый медведь, в мокрой траве ворочается». Рифма и ритм, размер здесь постоянно меняются, поэтому сложно обозначить все едиными наименованиями.
При этом общая ритмичность хорошо просматривается, слог Есенина очень легкий.
Тема и идея
В поэме «Пугачев» бунтовщики предстают как смелые, отважные люди. Они уверены в своей правоте, готовы погибнуть, чтобы достичь цели. Сподвижники Пугачева убеждены: нужно менять существующий порядок. Они способны использовать разные методы и средства, не боятся боя. Разумеется, Основной темой произведения стало крестьянское восстание.
В нем проявилась в полной мере удаль, бесстрашие народа.
Можно отметить, что с самого начала легко предугадать, что восстание обречено. Есенин хорошо передает общую атмосферу, в которой практически невозможно представить себе счастливый исход бунта.
Художественные средства
В поэме «Пугачев» Сергей Есенин широко использует символы и аллегории, сравнения, причудливые образы, характерные для имажинизма. Приведем несколько примеров: «жабьи глаза деревни», головы «прыгают с плеч желтыми кошками», «в груди, как в берлоге, ворочается зверенышем теплая душа», «глаза, как два цепных кобеля, ворочаются в соленой влаге». Нередко применяет Есенин и троекратный повтор, который особенно остро звучит в конце поэмы. В начале части «Конец Пугачева» герой вопрошает: «Вы с ума сошли! Вы с ума сошли!
Вы с ума сошли!» Ближе к самому концу он говорит: «Что случилось? Что случилось? Что случилось?» Замкнутость сюжета, неизбежность краха восстания ярко проявляются в этих Рефренах.
В своей знаменитой поэме «Пугачев» Сергей Есенин с уважением, симпатией и сочувствием изображает крестьянское восстание, рисует Образ исторической фигуры — Емельяна Пугачева. Сейчас мы можем иначе взглянуть на тот кровопролитный бунт, однако в произведении поэта перед читателями ярко встает именно своеобразие характеров, сила духа и удаль людей. Даже с такими неординарными образами, средствами изобразительности поэма читается легко, что обеспечивает воздушный слог Сергея Есенина.