Проведение уроков в нетрадиционной форме с опорой на игровой сюжет
:Проведение уроков в нетрадиционной форме с опорой на игровой сюжет
В своей учительской деятельности, приступая к работе с самыми маленькими детьми, я поставила перед собой Три задачи:
1-уроки должны быть интересными и содержательными
2-проводить их нужно с оптимальной нагрузкой, на соответствующем эмоциональном уровне, с использованием богатого арсенала современных методов и приемов обучения двигательным действиям, с учетом возрастных особенностей и заинтересованности детей
3-используя разнообразные формы обучения, придерживаясь
Осуществить эти задачи мне во многом помогают сюжетные игры, которые я применяю как на уроках, так и на внеклассных занятиях. Сюжетные игры и имитационные упражнения отвечают возрастным особенностям младших школьников, их склонностям к подражанию, копированию действий человека и животных. Особенно эффективны сюжетные игры при обучении шестилеток.
Игровой метод придает учебно-познавательному процессу привлекательную форму с введением в нее одного или нескольких элементов. Ими являются: игровой сюжет, имитация, ролевые
Удачно подобранный сюжет и имитационные упражнения к нему содействуют снижению утомляемости, и вносят в урок эмоциональное оживление, настраивают ребят на продуктивную работу. В процессе игры Дети знакомятся с окружающей средой, приобретают определенные жизненные навыки, учатся преодолевать препятствия, проявляют активность, смелость, решительность, настойчивость, дисциплинированность.
В то же время, я думаю, что однообразие занятий, применение одних и тех же методов и игр приводит к снижению эффективности уроков. Поэтому я использую в своей работе разнообразные игровые упражнения, ставя перед детьми все новые и новые задачи.
Как свидетельствует опыт, сюжетные игры и имитационные упражнения приносят наибольшую пользу тогда, когда они соответствуют умственному и физическому развитию ребенка и проводятся в благоприятных условиях.
Готовясь к уроку, в котором используются сюжетные игры и имитационные упражнения я тщательно продумываю все этапы проведения урока, смотрю литературные источники по этому вопросу, составляю развернутый план-конспект по данной теме с частичным повторением предыдущего и закрепления нового материала.
Каждая игра включает в себя определенные задачи для класса в целом и для отдельных команд. Число команд и разделения учащихся по командам зависит от содержания игры, места ее проведения, подготовленности учащихсяНепосредственное распределение учащихся по командам осуществляю согласно проведенному расчету, путем жеребьевки. Размещение учащихся в зале или на площадке должно быть таким, чтобы обеспечить надлежащие условия для выполнения двигательных действий и соблюдения техники безопасности.
Сигналом для начала игры служат звуковые и зрительные сигналы: судейский свисток, сирена, хлопок в ладони, движения флажком или рукой, устная команда. Мне как исполняющему роль наставника и главного судьи, приходится очень внимательно следить за соблюдением правил игры, справедливо решать все стороны и недоразумения, объективно оценивать игру, определять лучших ее участников и команды-победительницы. К судейству подключаю учеников, освобожденных от занятий по состоянию здоровья. Подведению итогов с анализом проведенной игры я по возможности придаю торжественную обстановку. На уроках с сюжетными играми особое внимание уделяю нагрузки, в занятиях избегаю переутомления детей, внимательно слежу за правильной расстановкой снарядов и инвентаря.
Заботясь и об эстетической стороне сюжетного урока, требую наличия единой спортивной формы, слежу за опрятностью детей, добиваясь красоты и четкости движений. Ребята под моим руководством сами устанавливают снаряды и инвентарь. При выборе игр преимущество получают те из них, которые наиболее интересны учащимся.
Сюжетные игры воспитывают у детей чувство коллективизма, любовь к родной природе, желание узнать о своем крае.
Участвуя в сюжетных играх дети имитируют определенные явления и события, выступают в роли взрослых. Это помогает развитию у детей инициативы, находчивости. Когда игры проводятся под музыку, они развивают у ребят музыкальный вкус, приучают к ритмическим, четким движениям, содействуют формированию правильной осанки.
Сюжетные игры способствуют лучшему усвоению программного материала по физической культуре.
Во вводной части урока основная задача, которая будет разрешаться игрой,- это организация детей, «разогревание» организма, совершенствование в различных построениях. В основной части могут решаться самые различные педагогические задачи в том числе и совершенствование двигательных умений и навыков в беге, прыжках, метаниях.
Задачи заключительной части урока — приведение организма в относительно спокойное состояние, организованное окончание урока, подготовка учащихся к новым действиям, возможно и к очередному уроку. Поэтому в этой части необходимо провожу более спокойные игры не требующие большого внимания, не вызывающие возбуждения.
Для занятий с детьми важное значение имеет выбор игры. Игры для урока выбираются прежде всего в зависимости от двигательного содержания: игра с бегом или прыжками, с метанием или передачей, с переноской предметов, с сопротивлением, преодолением препятствий, с ходьбой, элементами строя, с лазаньем и перелезанием и т. д. Игры нужно подбираю так, чтобы их двигательное содержание не повторялось при выполнении других упражнений. Например, при обучении прыжкам провожу игру с прыжками.
Во — первых, при обучении прыжкам дети овладевают техникой прыжка, и часто избирается метод разучивания по частям, а в прыжке игре это не будет выполнятся так точно, как хотелось бы и следовательно не будет способствовать закреплению пройденного материала.
При выборе игры существенное значение имеет содержание. Игры со сложными правилами, требующие большой сосредоточенности и внимания, или вновь разучиваемые, провожу на тех уроках, на которых разучиваются и осваиваются технически не сложные упражнения.
Активность детей во время игр вызывает большую физиологическую и эмоциональную нагрузку.
Чтобы легче было регулировать нагрузку, применяю следующий приемы:
А)изменение продолжительности и количество повторений игры
Б)увеличение или уменьшение площади
В)изменение веса или размеров инвентаря
Г) упрощение или усложнения правил игры
Д)увеличение или уменьшение количество действий
Е)введение или устранение перерывов
Ж)организация дома отдыха детей во время игры или от нее
При проведении игр не просто играем, а играя достигаем лучших результатов в двигательных действиях. Детей стараюсь приучать сознательно применять усвоенные приемы в различных применяющихся условиях. При обучении большое внимание уделяю воспитательной работе с учащимися. Сюжетно-игровой урок помогает дисциплинировать учеников, ведет к сплочению коллектива, в котором взаимная поддержка, помощь, подчинение личных интересов подчинению коллектива будут постоянными и привычными для детей. Подготовка мест для игры проводятся перед уроком с участием детей «дежурный по классу или специально назначенные учащиеся».
Разметка площадки может быть постоянной или временной. В зале постоянная разметка наносится масляной краской, а на площадке — известковым или меловым раствором. Временная разметка обозначается большими или малыми флажками, стойками, линиями.
Для проведения урока требуется различный инвентарь: мячи, веревочки, чурки, ленты, мешочки, флажки, стойки, обручи и т. д. Многие пособия изготавливают дети совместно с родителями.
При прохождении раздела » Лыжная подготовка» дети должны научиться построению с лыжами в колону по одному, соблюдая определенный интервал, поворотам на месте с лыжами и на лыжах, ходьбе скользящим шагом с палками и без них, подъему ступающим шагом и спуску в основной стойке. В сюжетных играх многие из этих упражнениях мы разучиваем путем имитации на спортивной площадке еще задолго до появления снежного покрова.
Упражнения, предусмотренные учебной программой для освоения элементов легкой атлетики » прыжки в высоту, в длину, прыжки из круга в круг и пр.» имитируем, как срывание яблок в саду, достование в прыжке веток деревьев или летящего воздушного шарика и т. п.
Учебной программой предусмотрено метание малого мяча с разбега в горизонтальную и вертикальную цель, на дальность. В сюжетных играх можно имитировать метание гранаты во вражеский дот, бросать снежки, штурмуя снежную крепость.
Педагогическая ценность сюжетных уроков заключается в том, что во время игры раскрывается характер ребенка. В процессе игры воспитываются дети — организаторы, помощники учителя. Учащиеся получают дополнительные знания об общественных явлениях: о труде и быте людей, жизни животных, явлениях природы.
В сюжетных играх развивается творчество детей, повышается активность и интерес к занятиям.
Место имитационных упражнений в общей системе физического воспитания в первую очередь зависит от физической подготовленности детей. Если класс в целом хорошо владеет естественными движениями , то изучение двигательных действий в водной части урока начинаю без применения имитационных упражнений. С целью закрепления двигательных действий их использую в конце урока, в его заключительной части.
Если большинство учащихся класса подготовлены недостаточно физически , тогда урок начинаю с имитационных упражнений. Это дает учащимся возможность почувствовать уверенность в своих силах.
Основным учебным материалом в разработке игровой темы и содержания игры являются физические упражнения. Большое значение имеет специфика самих упражнений, условия, в которых они выполняются. Опора на игровой сюжет сразу же вводить учащихся в область конкретного вида спорта.
Происходит формирование целостного представления о содержания обучения. Это делает процесс обучения понятным.
Постоянная опора на игровой сюжет помогает перевести физические упражнения в осмысленные действия. В игровой ситуации ребенок овладевает двигательными действиями по мотивам, диктуемым замыслом игры. Так появляется почва для эмоциональных переживаний.
Игровой сюжет нацеливает детей на итоговое спортивно — игровое мероприятие, которое является логическим завершением, его результаты, общим знаменателем отдельных компонентов, от физических упражнений до конкретных уроков.
Игровой сюжет выстраивается таким образом, что с первого урока детям задается понятное для них привлекательная игровая цель, психологически организующая их деятельность. По сути определяется ориентировочная основа предстоящей деятельности учащихся на уроках. Игра придает конкретный смысл освоения учебного материала, отвечающего государственному стандарту.
Такая личностно — ориентированная разработка учебного материала поддерживает интерес учащихся и семьи к физическим упражнениям, делает понятными и нужными домашние задания.
Физические упражнения и основы знаний организуются тематическим или поурочным планом на отведенное количество уроков. Сначала определяются основные учебные темы. Затем подбираются дополнительные учебные темы, в которых содержание учебного материала распределяется по урокам.
Далее следует детализация и систематизация теоретических сведений, физических упражнений, подвижных игр, основных и промежуточных контрольных тестов и других средств. Игровая цель для детей организует их действия на уроке целостный процесс, т. е. дети в начале урока ориентируются не только на педагогические задачи, но и на результат, понятный и привлекательный для ребенка.
Имена персонажей, их поступки помогают детям войти в игру и удерживать внимание на учебном материале, усилить интерес детей к целенаправленным двигательным заданиям. Повышается ответственность детей в учении. Домашние задания направлены на развитие инициативы детей в освоение учебной темы, они задают логику в освоении учебного материала, расширяют и удерживают круг общения ребенка. Подготовка к итоговому мероприятию детей в семье поддерживает постоянную самостоятельную внеурочную деятельность учащихся. Знакомство первоклассников с новым школьным предметом «физическая культура».
Этот предмет помогает необыкновенным превращениям человека из слабого в сильного, из некрасивого в красивого, из больного в здорового. В первой учебной четверти первоклассники должны овладеть первоначальным правилам поддержания здоровья и научиться веселым и полезным играм по следующим темам: «Введение физической культуры школьника», сюжетно — игровое название урока «Отправляемся в страну игр».
Сюжетные игры в каждой четверти провожу в первых и вторых классах в течение 2-3 уроков, в 3-4 классах-1-2.
Примерное распределение сюжетных игр в течение учебного года:
Номера уроков от начала каждой | |||||
«Путешествие по Временам года» | 10-12 | 7-8 | 5-6 | 2-3 | I-IY |
«Санитары леса» | 5-6 | — | 7-8 | — | II-IY |
«Мы — автолюбители» | 5-6 | — | 7-8 | I-IY | |
«Растем здоровыми» | — | 10-12 | — | — | I-IY |
Путешествия в Спортландию | — | 5-6 | — | — | II-IY |
«Десантники» | — | — | 11-12 | — | II-IY |
«Космическое путешествие» | — | — | — | II-IY | |
» Поход в Спортландию» | — | 2-3 | — | — | I-II |
«Наша зарядка» | 11-12 | — | — | 14-15 | I-IY |
» Лесорубы» | 8-10 | — | — | — | II-IY |
» Весенние забавы» | — | — | — | 1-2 | II-IY |
Учителю много надо знать. Всегда-постоянная работа над собой, высочайшая требовательность к себе, громадная ответственность. Свое широкое доброе сердце учитель обязан отдать детям, порой забывая про себя. Если он живет школой, своими малышами, которых обязан обучать, вложить все лучшее в их души и головы.
И видя его любовь, преданность дела, дети будут ему подражать.
Ведь и я когда — то подражала своим учителям. Мне очень повезло с учителями и в школе и в педучилище пединституте ). Как богаты знаниями были мои учителя. Я многое взяла от них.
Большое спасибо им!
И тоже богатство знаний я стараюсь передать своим ученикам.
За мою многолетнюю педагогическую работу выработались самые оптимальные методы обучения, способы подхода к детям. Я стала замечать, что в глазах детей горит огонек любознательности, радости интереса к занятиям физической культурой.
Обучение и воспитание для меня слились воедино. Они не могут существовать отдельно друг от друга. Поэтому-то я и подбираю материал, который не только дополняет полученные знания, но и воспитывает, приучает детей много и заинтересованно работать.
Это и есть смысл моей работы, моей жизни.