Урок на тему «Алфавитный подход к измерению информации»

Тема: «Алфавитный подход к измерению информации»

Цели урока:

Обучающие:

Познакомить учащихся с алфавитным подходом к измерению информации;

Ввести понятия алфавита, мощности алфавита;

Научить вычислять количество информации, заключенное в тексте, составленном из символов определенного алфавита;

Вспомнить основные единицы измерения, установить связь между ними.

Развивающие:

Развитие умений работать в должном темпе;

Развитие словарного запаса учащихся, внимания и памяти;

Развитие умений действовать

самостоятельно и в группе;

Аргументировать, доказать ответ.

3. Воспитательные:

Воспитание интереса к предмету;

Воспитание дисциплинированности;

Воспитание мотивов учения.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок-беседа

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный.

Используемые материалы:

Класс, оборудованный ПК.

2. Структурированный конспект, опорный конспект;

3. Карточки с заданиями.

Ход урока.

Организационный момент.

Приветствие

Проверка готовности учащихся к уроку

Организация внимания.

Подготовка к основному этапу

урока.

Формулирование темы.

На прошлых занятиях мы с вами определяли информацию, по отношению к человеку, как знания, и чтобы узнать какое количество информации к нам поступает, мы уменьшали неопределенность знаний в 2 раза.

А как вы думаете, по отношению к технике, , Информация — это что… ?

А как ее можно измерить?

Почему?

Вот сегодня мы и познакомимся с еще одним способом измерения информации, который рассматривает информацию как последовательность знаков . Этот способ называется алфавитным подходом.

Итак, тема урока…

2. Постановка целей урока.

Можно попросить учащихся поставить обучающие цели совместно с учителем , а с развивающими и воспитательными их познакомить.

3. Повторение изученного ранее.

1 человек к доске. Заполните пропуски числами:

5 Кбайт = … байт = … бит

… Кбайт = … байт = 12288 бит

… Кбайт = … байт = 213 бит

… Гбайт = 1536 Мбайт = … Кбайт

512 Кбайт = … байт = … бит

2 человека — задачи:

1. Вы подошли к светофору, когда горел желтый свет. После этого загорелся зеленый. Какое количество информации вы при этом получили?

2. Когда в сообщении о погоде в зависимости от сезона сведения о том, что был снег или дождь могут иметь разную вероятность .

Остальные учащиеся делятся на 3 группы, каждой из которых предлагается структурированный конспект по темам «Вычисление количества информации», «Вероятность и информация», «Содержательный подход к измерению информации».

Задача — найти ошибки в конспекте, дописать вместо многоточия нужные термины, понятия и, если нужно, решить задачи.

При проверке конспектов «участвуют» 2 вышеприведенные задачи

Объяснение новой темы.

Как вы считаете, алфавитный подход — это единственный способ измерения, который может применяться к информации, циркулирующей в ПК?

Глядя на тему, подумайте, с каким понятием прежде всего мы должны познакомиться сегодня?

Алфавит! Рассмотрим это на примере русских букв…

Все множество используемых в языке символов — Это алфавит

А вот полное число символов алфавита — это Мощность алфавита.

Предположим, мощность русских букв = 32

Если мы представим, что текст поступает к нам последовательно, по одному знаку, словно бумажная ленточка, выходящая из телеграфного аппарата, то каждый появляющийся символ может быть любым символом алфавита , значит любой из символов равен 32.

Вспомним формулу для вычисления количества информации при равновероятных событиях: 2 I = N,

Если применить ее к нашему случаю, то N — это мощность алфавита , I — информационный вес одного символа . I измеряется в битах.

Скажите, каков ваш рост? Какое расстояние от Радужного до Нижневартовска?

А почему вы не называете мне расстояние в сантиметрах, рост в мм. .

Так и у информации, Бит — это наименьшая единица, а более крупные эталонные — это Байт.

Так как вы с этим уже знакомы, проверим задание на доске. Вспоминаем ед. измерения инфрормации.

Итак, мы научились определять чему равен информационный вес 1 символа из любого алфавита.

А как вы думаете, как определить количество информации на одной странице текста, если известно I? Показать небольшой напечатанный текст

Вывод формулы Дети делают сами, можно предложить обозначения

I=ki

Где I — количество информации, содержащееся в символьном сообщений, k-число символов в тексте.

Далее можно предложить структурированнай конспект «Алфавитный подход к измерению информации».

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Урок на тему «Алфавитный подход к измерению информации»