Урок на тему «Алфавитный подход к измерению информации»
Тема: «Алфавитный подход к измерению информации»
Цели урока:
Обучающие:
Познакомить учащихся с алфавитным подходом к измерению информации;
Ввести понятия алфавита, мощности алфавита;
Научить вычислять количество информации, заключенное в тексте, составленном из символов определенного алфавита;
Вспомнить основные единицы измерения, установить связь между ними.
Развивающие:
Развитие умений работать в должном темпе;
Развитие словарного запаса учащихся, внимания и памяти;
Развитие умений действовать
Аргументировать, доказать ответ.
3. Воспитательные:
Воспитание интереса к предмету;
Воспитание дисциплинированности;
Воспитание мотивов учения.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: урок-беседа
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный.
Используемые материалы:
Класс, оборудованный ПК.
2. Структурированный конспект, опорный конспект;
3. Карточки с заданиями.
Ход урока.
Организационный момент.
Приветствие
Проверка готовности учащихся к уроку
Организация внимания.
Подготовка к основному этапу
Формулирование темы.
На прошлых занятиях мы с вами определяли информацию, по отношению к человеку, как знания, и чтобы узнать какое количество информации к нам поступает, мы уменьшали неопределенность знаний в 2 раза.
А как вы думаете, по отношению к технике, , Информация — это что… ?
А как ее можно измерить?
Почему?
Вот сегодня мы и познакомимся с еще одним способом измерения информации, который рассматривает информацию как последовательность знаков . Этот способ называется алфавитным подходом.
Итак, тема урока…
2. Постановка целей урока.
Можно попросить учащихся поставить обучающие цели совместно с учителем , а с развивающими и воспитательными их познакомить.
3. Повторение изученного ранее.
1 человек к доске. Заполните пропуски числами:
5 Кбайт = … байт = … бит
… Кбайт = … байт = 12288 бит
… Кбайт = … байт = 213 бит
… Гбайт = 1536 Мбайт = … Кбайт
512 Кбайт = … байт = … бит
2 человека — задачи:
1. Вы подошли к светофору, когда горел желтый свет. После этого загорелся зеленый. Какое количество информации вы при этом получили?
2. Когда в сообщении о погоде в зависимости от сезона сведения о том, что был снег или дождь могут иметь разную вероятность .
Остальные учащиеся делятся на 3 группы, каждой из которых предлагается структурированный конспект по темам «Вычисление количества информации», «Вероятность и информация», «Содержательный подход к измерению информации».
Задача — найти ошибки в конспекте, дописать вместо многоточия нужные термины, понятия и, если нужно, решить задачи.
При проверке конспектов «участвуют» 2 вышеприведенные задачи
Объяснение новой темы.
Как вы считаете, алфавитный подход — это единственный способ измерения, который может применяться к информации, циркулирующей в ПК?
Глядя на тему, подумайте, с каким понятием прежде всего мы должны познакомиться сегодня?
Алфавит! Рассмотрим это на примере русских букв…
Все множество используемых в языке символов — Это алфавит
А вот полное число символов алфавита — это Мощность алфавита.
Предположим, мощность русских букв = 32
Если мы представим, что текст поступает к нам последовательно, по одному знаку, словно бумажная ленточка, выходящая из телеграфного аппарата, то каждый появляющийся символ может быть любым символом алфавита , значит любой из символов равен 32.
Вспомним формулу для вычисления количества информации при равновероятных событиях: 2 I = N,
Если применить ее к нашему случаю, то N — это мощность алфавита , I — информационный вес одного символа . I измеряется в битах.
Скажите, каков ваш рост? Какое расстояние от Радужного до Нижневартовска?
А почему вы не называете мне расстояние в сантиметрах, рост в мм. .
Так и у информации, Бит — это наименьшая единица, а более крупные эталонные — это Байт.
Так как вы с этим уже знакомы, проверим задание на доске. Вспоминаем ед. измерения инфрормации.
Итак, мы научились определять чему равен информационный вес 1 символа из любого алфавита.
А как вы думаете, как определить количество информации на одной странице текста, если известно I? Показать небольшой напечатанный текст
Вывод формулы Дети делают сами, можно предложить обозначения
I=ki
Где I — количество информации, содержащееся в символьном сообщений, k-число символов в тексте.
Далее можно предложить структурированнай конспект «Алфавитный подход к измерению информации».