Опыт проведения промежуточной аттестации по литературе
Я заметила, что мои пятиклассники не проявляют большой охоты к самостоятельному чтению, могут не прочитать и несколько страниц художественного текста, полученного в качестве домашнего задания к уроку. А если иметь в виду понимание того, что в 5-м классе необходимо овладение большим спектром терминов по теории литературы, без которых невозможен настоящий читатель?
Когда в феврале на методическом совете школы обсуждался вопрос, по какому предмету целесообразно пятиклассникам пройти промежуточную аттестацию, я предложила литературу. Стала
Подготовку начала заранее. Создала четыре команды. Каждая команда выбрала себе капитана.
На начальном этапе подготовки он организовывал явку команды на консультации, отслеживал выполнение заданий, сообщал об уже сделанном.
Предварительные задания
1. Всем ученикам
2. Каждому определила индивидуальную тему для ответа, обсудив план работы над ней . Назначила дату консультации, на которую ученик должен был явиться с примерной заготовкой ответа.
3. Все команды получили задание: составить из терминов по теории литературы, которые есть в учебнике-хрестоматии , кроссворды, ребусы.
Подготовка учащихся
На консультациях знакомились с содержанием ответа каждого члена команды, ребята подсказывали друг другу, как лучше представить свою тему, учитывали все аспекты ответа: композицию, выразительность, точность и краткость. В команде строго спрашивали с тех, кто еще не перечитал сказки, не подготовил чтение наизусть, экзаменовали друг друга. Втайне от других команд готовили ребусы и кроссворды.
Подготовка учителя
Для индивидуальной аттестации я определила 28 тем , которые, на мой взгляд, являются ключевыми в курсе литературы 5-го класса. Вот несколько примеров. Русские народные сказки. Жанр.
Виды сказок. Художественные средства. А. С. Пушкин.
Отрывок из романа » Евгений Онегин». Выразительные средства. Отношение автора к изображаемому.
И. С. Тургенев. » Муму». Богатырский облик и нравственность Герасима. Смысл его бунта. Роль пейзажа в сюжете рассказа.
Л. Н. Толстой. Биографические сведения. » Кавказский пленник». Идея.
Сюжет. Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник». Сравнительная характеристика. Портрет . И. А. Бунин. » Косцы». Герой.
Портрет. Пейзаж. Авторское отношение к изображаемому. С. Я. Маршак. «Двенадцать месяцев». Особенность жанра.
Реплика. Диалог. Ремарка.
Также я разработала критерии оценки ответов учащихся, внесла их в сетку-таблицу.
Изготовила титульные листы пяти сказок Пушкина, подобрала и отксерокопировала репродукции к ним. Распечатала имена героев и цитаты из сказок по номинациям: «Герои сказок», «Портреты героев», «Зачин сказки», «Конец сказки», «Волшебство в сказке» на отдельные листы. Задача представителей команд состояла в следующем: быстро и бесшумно сброшюровать книгу.
Также я сформулировала вопросы по сказкам Пушкина, которые использовала в качестве дополнительных. Это несложные вопросы по сюжету, которые доступны даже для слабых учеников и позволят им почувствовать себя в ситуации успеха. Вот несколько таких вопросов :
— Из трех девиц одна стала царицей, другая — ткачихой. А кем стала их сестра?
— Молва о каких чудесах привела Салтана в царство сына его Гвидона?
— Наказал ли царь Салтан сватью бабу Бабариху и завистливых сестер царицы?
— Кто помог Елисею найти невесту?
— Что потребовал у царя Дадона мудрец за чудесного петушка? О какой сказке идет речь?
— Почему братья раздумали хоронить царевну молодую? Что же они с ней сделали?
Ход аттестации
В класс приглашались две команды , они рассаживались вдоль стен слева и справа. В середине класса на столе были разложены титульные листы сказок, на двух столах в глубине — множество листов будущих брошюр в беспорядке. Капитаны вытягивали жребий, какой команде начинать, обменивались кроссвордами и ребусами, называли первого отвечающего. В это время остальные члены команды начинали разгадывать кроссворды и ребусы, тихонько передвигая их от одного ученика к другому.
Кроме того, освободившихся членов команды капитан направлял к столам в середине для брошюрования книг. К концу выступления учеников с индивидуальными заданиями оказывались готовыми и командные. Сетка-таблица под руками каждого члена аттестационной комиссии была очень удобной для всестороннего, объективного и быстрого оценивания работы каждого ученика, а также внесения замечаний по ходу работы.
В заключение я быстро смогла согласовать результаты, дать краткие рекомендации, нацеленные на дальнейшее развитие хорошего читателя в каждом пятикласснике.
Ситуацию успеха мы обеспечили вместе с ребятами в процессе тщательной подготовки к аттестации. Теперь можно быть уверенной: пятиклассники готовы к усложнению задачи, готовы к восприятию новых художественных произведений.