Урок по теме: «Мамин платок» — скачать бесплатно
Тема урока «Мамин платок»
Цель: создание узора для платка.
Задачи:
Ход урока |
Организационный момент |
Изложение нового материала Вводная беседа |
Возникновение промысла.
Художественная роспись тканей — это нанесение на ткань или изделие рисунка с помощью специальных красок. Художественная роспись тканей занимает большое место в декоративно-прикладном искусстве. История ее возникновения связана со старинным обрядом покрывать голову убрусами . Сведения об этом сохранились в письменных памятниках начиная с XII В. В некоторых местах России обычай покрывать голову убрусами сохранился и в XIX В. Еще в более глубокой древности головы покрывали кусками ткани — платами . И убрусы, и платы обычно повязывали поверх головного убора. В XIX В. платками начинают покрывать головы прямо на волосы.
Ткали платки на простых домашних станках. Украшали их узорными ткаными полосами, вышивками, набивными печатными узорами. Один из древнейших видов художественной росписи тканей — набойка . Набойка известна во многих странах мира.
Наиболее старинные образцы изделий с набойкой найдены в Египте в IV — VI Вв., на территории нашей Родины в X в. Широкое распространение набойка получила в странах Востока, Индии, Персии, Средней Азии. Русские набивные платки XVI — XVIII Вв. печатались по грубому крестьянскому холсту черной или красной масляной краской и имели монохромные, плоскостнорешенные узоры. Эти узоры часто копировались с дорогих тканей, ввозившихся в Россию с Востоку и Запада.
В XVI — XIX Вв. набойка была распространена в Армении, Грузии, Узбекистане, Таджикистане и России. Ею украшали одежду, оформляли интерьер. Постепенно ручная набойка была вытеснена машинной. С XVIII В. в Москве, а затем и в ее пригородах — Богородском и Коломенском — начинают вырабатывать шелковые платки. Во второй половине XVIII в. Началось производство хлопчатобумажных платков, которое в XIX В. бурно развивается, особенно в Петербурге, Москве, Владимире.
В XIX И начале XX В. в Нижегородской, Рязанской, Воронежской, Саратовской и Московской губерниях развивается также производство шерстяных шалей и платков, которые набивались вручную. Возникшие производства ориентируются на выпуск изделий по типу кашмирских шалей. Для их изготовления используется тончайшая пряжа из пуха тибетских коз, сайгаков и вигоней.
Мастерицы Москвы и Московской губернии вырабатывали легкие кашмирские шали пробежными способом. Наиболее массовым в XIX В. было производство набивных платков и шалей. В колористическом оформлении их применялись контрастирующие тона. Широкое распространение получили так называемые турецкие шали или ковровые платки и шали квадратной формы, изготовляемые на жаккардовых станках.
Большой популярностью в городе и деревне в этот период пользовались набивные ситцевые платки, особенно яркие, кумачовые. Наиболее крупными и известными центрами производства набивных платков и шалей в течение XIX В. были Москва и Павловский Посад. Павловопосадские платки занимают особое место в истории русской набойки со второй воловины XIX В. В середине 30-х годов XX В. художники начинают изучать старинные образцы народного текстиля . Проводится большая работа над орнаментами и изучение лучших образцов декоративно-прикладного искусства, композиционных принципов решения декоративного искусства, а также других принципов решения декоративных произведений: ритмического строя, силуэтности, основ колористического оформления.
Со второй половины 50-х годов развивается искусство украшения текстильных изделий способом фотопечати. Этот способ по своим художественным и техническим возможностям близок к русской народной набойке. Сначала он применялся в нашей стране для украшения головных платков из штапельной ткани.
Первыми поставщиками головных платков, декорированных фотопечатью, были рижские артели. Затем фотопечать получает распространение в Ленинграде, Москве, Киеве, Львове, Иркутске и многих других городах СССР. Первоначально рисунки головных платков создавались по мотивам русских набивных платков второй половины XIX В. Много платков выпущено в подражание павловским с пышными букетами цветов. ъ
Павлопосадские платки. Московское производственное платочное объединение — ведущее предприятие художественной росписи тканей. Оно создано в 1963 г. в г. Павловский Посад Московской области на базе фабрики имени X годовщины Красной Армии, Городковской фабрики и Мининского цеха . Первая фабрика по художественной росписи тканей была основана — в 1812 г. крестьянином С. Лабзиным в селе Павлово , в дальнейшем Павловский Пасад.
В 1880 г. здесь начинается массовое производство чистошерстяных и полушерстяных платков и шалей, а к концу XIX в. фабрика становится одним из основных поставщиков шерстяных набивных платков на внутренний рынок страны. После Великой Октябрьской социалистической революции Лабзинская фабрика национализируется и переходит на выпуск хлопчатобумажных тканей. В 1922 г. при ней открылась школа фабрично-заводского ученичества, в которой 50 учеников обучались ткацкому ремеслу. Однако из-за недостатка шерстяного сырья в 1924-1925 гг. фабрика стала вырабатывать хлопчатобумажные платки — гладкоокрашенные, печатные, вышитые, набивные. Из шерстяных тканей изготовляли бежевые платки.
Чистошерстяные набивные делали эпизодически по специальным заказам на экспорт, для выставок. В конце 20-х годов обновилась энергетическая и технологическая база, и фабрика вместе с Ленской фабрикой была переименована в Павловский платочный комбинат, а затем — в фабрику имени X годовщины Красной Армии. В 20-30-е годы в декоре набивных платков преобладал традиционный цветочный орнамент, состоящий из цветов с листьями, чаще из васильков, маков, ромашек и других полевых цветов. Иногда цветы и листья сочетались с. фруктами и ягодами. В середине 20-х годов возникает геометрический орнамент.
С 1928 г. вводятся рисунки, пропагандирующие достижения советской промышленности и сельского хозяйства. Постепенно появляются изящные рисунки, полные гармонии, движения. Мастера великолепно знали форму цветка, владели традиционной павлавской компоновкой.
Великая Отечественная война прервала работу фабрики. .Массовое производство набивных хлопчатобумажных платков на этом предприятии возобновилось в 1945 г. Еще через пять лет начался выпуск набивных чистошерстяных платков. Постепенно все разнообразнее становились рисунки, ярче и сочнее цветовая гамма. В 50-е годы с возобнавлением набойки чистошерстяных тканей на фабрике сложился творческий коллектив художников.
В 1956 г. фабрика приступила к выпуску платков из уплотненной ткани с шелковой бахромой. Платки — вышитые, тамбурные, пестротканые и бежевые — изготовляли на печатных машинах и способом ручной набойки. К концу 50-х годов началось техническое обновление фабрики.
Техническая модернизация предприятия продолжалась и в 60-е годы. Созданное Московское производственное платочное объединение открыло новую главу в истории старейшего платочного предприятия. Оно специализировалось на выпуске разнообразных платков.
Современный ассортимент изделий Московского производственного платочного объединения представлен в основном набивными печатными, вышитыми платками и в небольшом количестве набивными шерстяными тканями, покрывалами, скатертями. Но славу павловопосадской набойке принесли платки ручной работы, которые привлекают яркостью красок, изяществом и красотой узоров. Для них характерен традиционный русский орнамент: розы и маки, лилии и гладиолусы, незабудки и подснежники, ромашки и ландыши естественных цветов, зеленые листья. Наиболее типичный рисунок — красные розы крупных форм и ярких тонов сосредоточены по углам платка, а посередине разбросаны мелкие цветы и бутоны.
Краски орнамента ярко выделяются на черном или другом фоне. Часто исполняется рисунок и другого рода — концентрические круги, составленные из цветочных пирамид. Довольно широко распространены рисунки восточного типа, так называемые турецкие огурцы. Выпускают платки и с тематическим орнаментом.
Многие платки имеют названия: «Русская красавица», «Золушка», «Ярославна», «Лебедушка», «Концертный», «Летний вечер», «Майские сумерки». Выпускаемые павловопосадскими художниками выставочные и уникальные шали также носят названия: «Боярышня», «Золотые россыпи», «Времена года», «Голубые лилии», «Аккорд», «Изумрудная», «Мелодия», «Русь».
2.Основная часть
А теперь давайте посмотрим на платок как на цельную, замкнутую композицию. В ней существует определенный Порядок в расположении природных элементов . — Ребята, смотрите, как бы я схематично представила платок, пользуясь лишь линиями и геометрическими фигурами . — Понятна ли вам закономерность? Задание для 2-4 учеников : — Сделайте, пожалуйста, схемы к платкам. Учащиеся класса проверяют правильность выполненного задания, анализируют. — Художник, прежде чем начнет изображать листья и травы, веточки и цветы, придумывает композицию.
Точно так же, как это проделали мы с вами. А потом эту схему заполняет конкретными природными элементами. — Где же он берет узоры? .