Феофан Прокопович
Крупнейшим деятелем Петровской эпохи был талантливый писатель-публицист, искренний и последовательный защитник идей Петра, всех его гражданских и церковных преобразований ученый-монах Феофан Прокопович. Высокоодаренный и разносторонне образованный человек, он пишет ученые Сочинения, проповеди, выступает как драматург и стихотворец. Библиотека Феофана Прокоповича поражала обилием книг на разных языках и по разным отраслям знания, она «была уникальным явлением как по числу книг, так и по своему составу».
Одним из первых он стал
Окончив Киево-Могилянскую академию, он совершенствует свое образование в Польше и Риме, занимаясь изучением, помимо богословских и гуманитарных наук, точных наук. Ученый-гуманист Феофан Прокопович по возвращении в 1704 году на родину преподает пиитику и риторику в Киево-Могилянской академии, резко отрицательно относясь к средневековой схоластике и мракобесию церковников. Будучи страстным сторонником светского образования и знатоком античной и западноевропейской истории и культуры, ссылками
Свободно мыслящий человек, просветитель, Феофан Прокопович горячо поддерживает начинания Петра, приветствуя его проповедью в 1706 г. в связи с приездом Петра в Киев.
В 1709 г. Феофан Прокопович выступает с похвальным словом, посвященным Полтавской битве. Вызванный Петром в 1716 г.
В Петербург, Феофан сделался правой рукой царя, особенно в делах церковных. Он стремился подчинить богословскую догму и церковную практику светским интересам. Главная идея, лежащая в основе проповедей Феофана Прокоповича, — идея абсолютной монархии — вытекала, по его убеждению, из опыта мировой истории.
На примере Римской империи доказывает он гибельность многовластия и неизбежность и благо последствий единодержавной власти.
Ссылками на Тита Ливия, Геродота, Гомера, Овидия, Горация, Вергилия, на героев античной и древнерусской истории и литературы наполнены его произведения, логически доказывавшие необходимость и прогрессивность преобразований Петра. «Слова»-проповеди Феофана Прокоповича являлись одним из самых сильных средств пропаганды петровских реформ. Уже названия «Слов» Феофана Прокоповича раскрывают пафос его проповедей.
Так, в «Слове о пользе путешествий» содержится доказательство необходимости заграничных путешествий с образовательной целью и резкое осмеяние тех, кто препятствовал отправке молодых людей в чужие края. Победа над шведами, подтвердившая необходимость создания в России могучего флота, вызвала появление «Похвального слова о флоте российском» .»Слова» Феофана, живо и ярко произносимые с церковной кафедры, были пронизаны пафосом утверждения петровских преобразований и пользовались огромным успехом. Многие его проповеди не только произносились в церкви, но и печатались.
Лишь в незначительной мере носили они церковный характер.
Написанные ясным слогом, без лишней риторики, ритмически построенные «Слова» отличались глубиной содержания и литературными достоинствами. С гордостью пишет Феофан Прокопович: «Которые нас гнушались, яко грубых, ищут усердно братства нашего, которые бесчестили, славят, которые грезили — боятся и трепещут, которые презирали — служити нам не стыдятся .Политическая агитационность, присущая проповедям Феофана Прокоповича, была направлена на разъяснение мероприятий, проводимых Петром в защиту просвещения. В своих произведениях Феофан часто выступает как памфлетист и сатирик. В известной проповеди «Слово о власти и чести царской», произнесенной им в 1718 г.
, он резко обличает реакционных церковников, сгруппировавшихся вокруг царевича Алексея. Он изображает «злобных и понурых» меланхоликов, которые больше любят пасмурный день, чем ведро, плохие вести, чем хорошие. Рисуя сатирический образ такого церковника, Феофан Прокопович сравнивает его с саранчой, у которой «чревище великое, а крыльца малые, и не по мере тела: вздоймется полететь, да тотчас и на землю падает».
В сатирический памфлет вылился и написанный им «Духовной регламент, или устав Духовныя коллегии» , в котором содержалось официальное положение Церкви.
Резкой критике подвергаются старые церковные порядки, сатирически изображаются проповедники, надменные епископы, жадные попы, церковные невежды, которые видят в просвещении опасность распространения ересей. Страстно, публицистически ярко и образно доказывает Феофан пользу, необходимость просвещения. «Учение доброе и основательное есть всякой пользы как отечества, так и церкви, аки корень и семя и основание», — и далее: «если посмотрим через истории, аки через зрительные трубки, на мимошедшие веки — увидим все худшее в темных, нежели светлых учением временах».Здесь Феофан Прокопович предстает перед нами истинным поборником и пропагандистом просвещения.
Феофану приходилось выдерживать жестокую борьбу с церковниками, которые обвиняли его в неверии. Он действительно отвергал слепую веру в писания «отцов Церкви», считая для себя обязательной только веру в Библию. Пафосом патриотизма, верой в будущее России наполнено знаменитое его «Слово на погребение Петра Великого» .
Пронизанная глубокой скорбью проповедь эта подводит итог блестящей деятельности Петра, и с потрясающей силой звучит в ней призыв Феофана Прокоповича продолжать в интересах России его дело: «Какову он Россию свою сделал, такова и будет. Сделал добрым любимою — любима и будет, сделал врагам страшною и бытии не перестанет».В образе Петра Феофан Прокопович воплотил черты «идеального монарха», при котором только и возможно упрочение и благоденствие государства. В своем трактате «Правда воли монаршей» он утверждал неограниченную власть царя, подлежащего единому суду — суду перед Богом.»Не может народ судити дела государя своего», — писал Феофан Прокопович, утверждая в то же время, что первая обязанность государя есть забота о подданных.
Представление об «идеальном монархе», составленное Феофаном Прокоповичем на примере деятельности Петра I, легло в основу созданного впоследствии классицистами образа просвещенного монарха, который всегда отождествлялся с личностью Петра I. Яркой публицистичностью и панегиризмом пронизаны и художественные произведения Феофана Прокоповича. Примером может служить написанная им еще в 1705 г.
Трагикомедия «Владимир». Во многом традиционная по форме , трагикомедия ставит важнейшие вопросы современности. Сюжет пьесы — принятие Владимиром христианства и борьба с жрецами — освещается Феофаном Прокоповичем публицистически. «Историческая» тема принятия Владимиром христианства и борьба с невежественными корыстными жрецами воспринималась читателями иносказательно, как политическое уподобление современности.
Пьеса Феофана Прокоповича была пропагандой петровских преобразований, которые автором по своему значению приравнивались к крещению Руси. Владимир показан как историческое соответствие Петру, а образами корыстных и грубых жрецов Курояда, Пияра, Жеривола — врагов христианства — он сатирически разоблачал современное ему невежественно-реакционное духовенство. Как требовала теория школьной драматургии, пьеса написана в стихах, состоит из 5 актов, пролога и эпилога.
В прологе тень Ярополка сообщает жрецам о решении Владимира принять христианство. В эпилоге хор ангелов с апостолом Андреем предсказывает процветание Киева в позднюю, современную Феофану Прокоповичу, пору.
Завязкой трагикомедии является начало борьбы Владимира с жрецами из-за решения Владимира упразднить язычество. Интересен третий акт, кульминация действия, в котором показано психологическое состояние Владимира, его сомнения, тревога и спор Жеривола с философом-христианином. Борьба в душе Владимира приводит к победе истины, и по приказу Владимира идолы разрушены, жрецы посрамлены . Христианство торжествует.
Для современников Феофана Прокоповича был понятен смысл его пьесы, недаром в доносе церковников говорилось, что Феофан «архиереев, иереев православных жрецами и фарисеями называет…
Священников российских называет жериволами, лицемерами, идольскими жрецами»…Трагикомедия содержит новые черты, свидетельствующие о дальнейшем развитии русской драматургии. Школьные драмы обычно выдерживались в строгом, серьезном тоне, в трагикомедии трагедийные, драматические элементы переплетаются с комедийными, сатирическими элементами, а не выделяются в интермедию.
Далее автор делает попытку изобразить психологический конфликт в сознании Владимира, его колебания и постепенное преодоление старых представлений во имя новой веры, нового высокого идеала морали. В пьесе Феофана Прокоповича много ярких бытовых деталей, с большой сатирической силой, гротескно даны образы корыстных, преисполненных предрассудков жрецов. Трагикомедия пронизана пафосом борьбы невежества и просвещения и победой последнего.
Старые боги низвергнуты, народ ликует. Так Феофан Прокопович воспользовался религиозно-историческим сюжетом для пропаганды передовых взглядов. О поэтическом даровании Феофана Прокоповича свидетельствуют и написанные им стихотворные произведения.
Он составил два трактата: «Риторику» и «Поэтику», заложив тем самым основы русской эстетической мысли. Своими теоретическими суждениями и литературной практикой Феофан Прокопович стоит у истоков раннего русского классицизма. «…Его литературно-эстетические взгляды, — пишет В.
И. Федоров, — во многом готовили и эстетику, и практику будущего русского-классицизма». В «Поэтике» Феофан Прокопович изложил свои взгляды на поэзию и значение поэтического творчества. Определяя природу поэзии, Феофан Прокопович пишет: «…поэзия есть искусство изображать человеческие действия и художественно изъяснять их для назидания в жизни».
Рассуждая о назначении поэзии, он, ссылаясь на Горация и его книгу «О поэтическом искусстве», подчеркивает необходимость такого назначения поэзии, когда она служит и услаждению, и пользе. «Ибо мы приступаем к чтению поэтов, увлеченные прелестью и изяществом стиля: в поисках удовольствия мы вместе с тем находим и пользу…»»Поэтика» Феофана Прокоповича имела общетеоретическое значение и способствовала развитию русской эстетической мысли. Феофан Прокопович писал похвальные стихи, продолжая традицию патриотических стихотворений Симеона Полоцкого, — эпиграммы, шутки, элегии. Одним из наиболее известных панегирических произведений Феофана Прокоповича явилась поэма «Епиникион» .
«Епиникион» наполнен патриотическим пафосом и гордостью за одержанную славную победу под Полтавой, имевшую огромное значение для России. Он прославляет Петра, «храбрые силы России» и вместе с тем развивает в своей поэзии характерную для того времени тему мира: