Образ Петербурга в произведениях Николая Васильевича Гоголя

В Петербург Николай Гоголь приехал девятнадцатилетним юношей. Как провинциал, он ожидал от столицы особых чудес и красот. Отчасти это нашло свое отражение в первых повестях писателя «Ночь перед Рождеством» и «Пропавшая грамота». Для сельского кузнеца Вакулы Петербург — это нечто невозможное, удивительное и потрясающее. Гоголь передает эмоции героя через свет и звук: стук, крики, громыхание, слепящие огни фонарей.

Кузнец, прилетевший в столицу на черте, ощущает себя внутри стремительного водоворота людей и зданий: «мосты дрожали»,

«форейторы кричали», «кареты летали». Великолепный дворец, роскошные одежды придворных, могущественная императрица, исполняющая желания — все это напоминает сказку.

Совсем иначе представлен Петербург в «Ревизоре». В пьесе четко прослеживаются два разных взгляда на город: описание столичной жизни слугой Осипом и фантазии Хлестакова. Петербург Осипа вполне реален.

Катание на извозчике, цирковые представления, поход в театр, вежливое «галантерейное» обхождение очень нравятся непритязательному слуге.

В мечтаниях Хлестакова столица представлена как город роскоши, богатства

и чинопочитания. Петербург отчасти идеализирован, иллюзорен, поскольку мошенник лишь воображает, как он хотел бы жить. Но в этих двух представлениях о Петербурге уже намечается контраст между городом богатых и городом бедных, который найдет развернутое воплощение в «Петербургских повестях».

Гоголь не собирал произведения о Петербурге в единый сборник. Такое название закрепилось позже. К «Петербургским повестям» литературоведы относят: «Нос», «Шинель», «Портрет», «Записки сумасшедшего», «Невский проспект».

В этих произведениях читатель четко видит две противоположные стороны города на Неве. Один Петербург — с яркими огнями проспектов, дорогими магазинами, нарядной публикой и щегольскими экипажами. Второй — словно серая тень первого, нищий, грязный, обездоленный.

Город «значительных лиц», блестящий и богатый, скрывает под внешним лоском суету и бездуховность. Автор описывает в «Невском проспекте», как по тротуару движутся шляпки, усы и сюртуки, словно у этих людей нет лиц. Здесь царят меркантильность и бюрократия. Человек превращается в некий символ, основные признаки которого — деньги и чин.

Красота и блеск фальшивые, показные, а за ними — пустота, порок, ложь.

«О, не верьте этому Невскому проспекту, — говорит писатель. — Все обман, все мечта, все не то…» Жизнь Петербурга похожа на призрачный сон. Город подавляет человека, лишает его души. Так, художник Чартков из повести «Портрет» меняет талант на деньги, а художник Пискарев из «Невского проспекта» кончает жизнь самоубийством.

Петербург «маленьких людей», искалеченных человеческих судеб наиболее ярко описан в «Шинели». «Вечный титулярный советник» Акакий Акакиевич Башмачкин опустошен и унижен до крайности. Его главная мечта — шинель. Отняв ее у Башмачкина, равнодушный город лишает чиновника и смысла жизни.

Никто не сочувствует несчастному, его смерть даже не замечают.

Разительно отличается образ Петербурга в раннем и позднем периодах творчества Гоголя. В «Мертвых душах» столица представлена как город дьявола. Нагромождение вещей, столпотворение людей различных национальностей, угрюмая казенщина канцелярий, мрачные дома, висящие в воздухе мосты вызывают ассоциации с библейским Вавилоном.

Этот город нравственно калечит людей, а затем убивает их или превращает в преступников.

В Петербурге Гоголя возможно все: нос отправляется гулять по улицам, призрак Акакия Башмачкина снимает с прохожих шинели, а портрет изменяет судьбы людей. Но мы воспринимаем эти фантастические сюжеты как нечто вполне обычное. В них Петербург является таинственной каменной громадой, «полной всяческой чертовщины».

Запредельное и реальное переплетаются так, что их нельзя разделить.

Образ многоликой изменчивой столицы, созданный Гоголем, удивителен и своеобразен. Он так точно отражает душу Петербурга, что остается лишь повторить вслед за Владимиром Набоковым: «Петербург обнаружил всю свою причудливость, когда по его улицам стал гулять самый причудливый человек во всей России».

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Образ Петербурга в произведениях Николая Васильевича Гоголя