Образ Мороза в поэме Некрасова «Мороз, Красный Нос»
Фольклорная и литературная основа образа Мороза
В основе образа Мороза, красного носа лежит мифологический образ божества, которое в славянской мифологии насылало снег и морозы. От того, насколько зима будет снежной, зависело плодородие.
Это зимнее божество в сказках называется Трескуном или Студенцом, чья функция — давать награду за правильное поведение. Морозко из сказки одаривает работящую старикову дочь и наказывает старухину ленивую: все получают по заслугам.
В пословицах часто одушевляется природная стихия мороза:
Литературный образ Мороза разрабатывался Одоевским. Мороз из сказки «Мороз Иванович» напоминает Госпожу Метелицу из сказки братьев Гримм. К нему можно попасть через колодец, у него с волос иней сыплется . Мороз Иванович тоже одаривает рукодельницу и воспитывает ленивицу.
История создания образа в поэме
Поэма «Мороз, красный нос» состоит из двух частей. Первая часть поэмы называется «Смерть крестьянина», а вторая, как и вся поэма, — «Мороз, красный нос». Именно во второй
Первоначальный вариант поэмы назывался «Смерть Прокла». В нем не было акцента на мифологическом Морозе, потому что меньшее значение играла Дарья, с которой связан сюжетно Мороз-воевода.
Образ Мороза появляется в ХХХ главе второй части. Прежде чем Мороз превращается в личность, он становится причиной смерти Прокла, застрявшего в сугробе и замерзшего снежной зимой. Мороз покушается на детей Дарьи, остужая ее избу.
Именно мороз заставляет ее идти в лес за дровами.
Дарья — воительница, она борется за жизнь своей семьи, Прокла и детей. Она не собирается сдаваться и, несомненно, победила бы в борьбе, если бы Мороз не явился к ней лично.
Сущность Мороза
Глава ХХХ начинается зимним пейзажем. Мороз в ней олицетворен. Он — грозный воевода, который осматривает свои владения.
Некрасов использует самое древнее фольклорное сравнение — отрицательное: «Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи, Мороз-воевода дозором обходит владенья свои».
Приложение воевода — это метафора. Против кого же воюет Мороз? Против всего, что не захватила зима: голой земли, голых веток.
Мороз-воевода воюет против самой жизни.
Мифологический Мороз обладает волшебными свойствами: он умеет шагать по деревьям, трещать по замерзлой воде. Именно так он оказывается над головой Дарьи, остановившейся у высокой сосны.
В этот момент его образ становится антропоморфным, появляется портрет: у него косматая борода, он седой, держит в руках палицу .
Характер Мороза
В песне Мороза раскрывается его характер: он хвастается своими победами над водоемами: морями-окиянами и реками. Живую, подвижную воду Мороз превращает в неживые дворцы и мосты, «каких не построит народ». Мороз глумится над мертвецами, замораживая им кровь и леденя мозг, смеется над живыми и пугает их без разбора: и седоков, и коней, и воров, и пьяных, и баб. Мороз дурачит людей, белит им рожи и примораживает бороды.
Так что характер у Мороза несимпатичный: хвастливый, насмешливый и задиристый.
Зато Мороз богат: «Богат я, казны не считаю». Мороз предлагает Дарье стать его царицей и обещает: «Приголублю, согрею, дворец отведу голубой». Здесь Мороз выступает в роли бога Аида, который похитил богиню плодородия Персефону, вынужденную одну треть года жить в царстве мертвых.
Дарья, олицетворение плодородия и достатка готова перейти в царство мертвых.
Для того чтобы завладеть Дарьей, Мороз произносит сказочную формулу с тройным повтором: «Тепло ли тебе?» По закону сказки нужно трижды отвечать утвердительно, тогда божество наградит. А если станешь жаловаться — погибнешь. После третьего вопроса Мороз обращается в Прокла.
Именно эта уловка «седого чародея» заставила Дарью сдаться: ей стало так любо, что она закрыла глаза и заулыбалась.
Дарья медленно засыпает смертным сном, который избавляет ее от мучений: «Последние признаки муки у Дарьи исчезли с лица». Дарья постепенно становится частью побежденной Морозом природы: «Пушисты и белы ресницы, морозные иглы в бровях… В сверкающий иней одета…»
Мороз побеждает Дарью, превращая ее в мертвую, как он побеждает все живое. Но он щедро одаривает Дарью не только мнимыми богатствами , но и самым дорогим, чем можно одарить человека — покоем, заменившим скорби и страсти.