Критика романа «Обломов» И. А. Гончарова

Мало кто из героев русской литературы истолковывался столь противоречивым образом, как Обломов. Широко известна точка зрения Н. А. Добролюбова , в соответствии с которой Обломов трактовался резко отрицательно — как прямое порождение и воплощение всей крепостнической системы. По мнению Добролюбова, Обломов — логическое завершение целой галереи так называемых «лишних людей» — Онегина, Печорина, Бельтова, Рудина…

В Обломове доведено до конца типичное для них всех противоречие между словом и делом, между возвышенными мечтаниями

и какой-то фатальной их бездеятельностью.

Почему так произошло с героем романа? Потому, считает критик, что барство привело его в жалкое состояние нравственного рабства. При этом Добролюбов воспринимал понятие «обломовщина» в самом широком плане: «В каждом из нас сидит значительная часть Обломова, и еще рано писать нам надгробное слово».

Следует заметить, что Гончаров был очень доволен статьей Добролюбова. Сразу же после ее опубликования он писал одному из своих знакомых: «…мне кажется, об обломовщине, то есть о том, что она такое, уже сказать после этого ничего нельзя… Такого сочувствия

и эстетического анализа я от него не ожидал, воображая его гораздо суше».

Точка зрения Добролюбова длительное время почти безраздельно господствовала в нашем литературоведении. По существу, в тени оставалось мнение другого критика 50-х гг. XIX в. — А. В. Дружинина, автора статьи «»Обломов», Роман Гончарова». Дружинин признает, что характер Обломова действительно отражает важные стороны русской действительности, но, в отличие от Добролюбова, совершенно иначе относится к герою романа и вообще к обломовщине: «…корень ее таится просто в незрелости общества и скептическом колебании чистых душою людей перед практической безурядицей».

Отсюда вывод: «Обломов любезен всем нам и стоит беспредельной любви».

Суждения Дружинина в последнее время вспоминаются все чаще. Принципиальное бездействие чистого душою Обломова объясняется как выражение его сознательного протеста, как разочарование умного и деятельного человека в самой возможности настоящей деятельности. Эта тенденция отразилась в фильме Никиты Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова» , в котором герой романа Гончарова по существу полностью оправдан и возвеличен. Для режиссера это было делом принципа, как сказал он в одном из выступлений, «актуальность обломовщины кончилась.

Порок обломовщины сменился пороком штольцевщины».

Так ли это на самом деле? Для того чтобы ответить на данный вопрос, необходимо вчитаться, вслушаться в то, что говорил когда-то Гончаров.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Критика романа «Обломов» И. А. Гончарова