Образ Мефистофеля в трагедии Гете «Фауст»
Образ Мефистофеля в трагедии Гете «Фауст» довольно четко охарактеризован. Приведем для примера хотя бы эти строки:
Часть силы той, что без числа Творит добро, всему желая зла. Я дух, всегда привыкший отрицать.
Мефистофель отрицает схоластику, то есть оторванное от реальной жизни знание:
Теория, мой друг, суха, Но зеленеет жизни древо.
Мефистофель может управлять огнем:
Не завладей я областью огня, Местечка не нашлось бы для меня.
Сам Фауст выразился о своем госте так:
Так вот он в чем, твой труд почтенный! Не сладив
Внешний облик Мефистофеля также вырисовывается вполне ясно:
Цивилизация велит идти вперед; Теперь прогресс с собой и черта двинул. Про духа северного позабыл народ, И, видишь, я рога, и хвост, и когти кинул.
Мефистофель отрицает божественное подобие людей, стремится доказать Господу, что от искушений Фауст навсегда останется во власти зла. Он уверенно заключает спор с Господом, совершенно не опасаясь, проиграть его:
Посмотрим. Вот моя рука, И скоро будем мы в расчете. Вы торжество мое поймете, Когда он, ползая в помете, Жрать будет прах от башмака.
Мефистофель
Мефистофель в этой трагедии интеллектуал и философ, который знает слабости людей и знает, как играть на них. Он допускает много замечаний в адрес человеческого рода:
Божок вселенной, человек таков, Каким и был он испокон веков. Он лучше б жил чуть-чуть, не озари Его ты божьей искрой изнутри. Он эту искру разумом зовет И с этой искрой скот скотом живет.
У Мефистофеля несколько обличий: среди гуляк он остряк, любящий исполнять веселые куплеты, для императора он маг и мастер развлечений, а с Фаустом он и философ-наставник, и слуга, и сводник, и телохранитель. С представителями темного мира: чертями, духами и ведьмами он также умеет легко находить общий язык. Мефистофель не всесилен, и это можно понять в начале и в конце трагедии: «Я не всеведущ, я лишь искушен», «Подумай, друг: не все же мне подвластно!».
То, что он не смог освободить Маргариту из тюрьмы доказывает то, что ему не подчиняется весь мир.
Свои размышления о загнивающем феодальном обществе и пришедшем ему на смену капиталистическом, Гете вкладывает в уста Мефистофеля. В сцене «Императорский дворец» Мефистофель предлагает императору выпустить бумажные деньги под обеспечение подземных кладов, которые по закону «принадлежат кесарю». Подземные клады, символизирующие здесь производительные силы страны, так и остаются нетронутыми, а это значит, что будет продолжаться обирание народа вооруженными сборщиками податей.
Бумажные деньги как символ перехода в капиталистическое общество не могут не пасть в цене при таком бездействии государства, но императора это мало волнует, он одаривает приближенных бумажными деньгами. А это доказывает, что капиталистический мир ничуть не лучше прежнего.
Мефистофель такой же неординарный, как и Фауст, но они антиподы, ведь Фауст стремится достичь глубин мудрости, Мефистофель уверен, что там ничего нет. Первый жаждет поисков, а второй пресыщен тем, что наблюдает на земле.
Некоторые исследователи считают, что Мефистофель — это второе «Я» Фауста, то есть телесное воплощение его подсознания. Обнажается внутренний конфликт Фауста: остаться одиноким, поглощенным своими проблемами и страстями или отказаться от своих интересов и помогать другим людям. В нем добро сражается со злом. Когда Фауст познал идеал, он сказал: «Мгновенье ты прекрасно, остановись, постой!». А достижение идеала — это смерть.
В природе нельзя реализовать идеал, можно лишь стремиться к нему. Душу Фауста уносят ангелы, Мефистофель, который верил в «конечность» жизни оказался посрамленным.
Возможно помимо образа Мефистофеля вас заинтересуют другие сочинения по этой теме: