«Обида», анализ рассказа Шукшина
Жанровые особенности
Рассказ «Обида» можно отнести к «рассказам-анекдотам». Обиженный человек не смог преодолеть «стенку из людей» — общество, несправедливо его оскорбившее, но его обиду смогли излечить крошечная доченька и жена.
Проблематика
В рассказе нет обычного для Шукшина противопоставления городского и деревенского сознания. Все герои рассказа — горожане. В рассказе противопоставляется сознание хорошего человека и лицемера-пьяницы. Основную проблему формулирует сам главный герой: «До каких пор
Умения видеть в человеке главное и избегать общения с плохими людьми — вот чего не хватает главному герою и чему он учится на глазах изумленных читателей. Проблематика рассказа одновременно нравственная и социальная.
Сюжет и композиция
Действие рассказа происходит в большом городе, где есть «девятиэтажная башня», и занимает всего несколько часов субботнего утра: неудачный поход Сашки Ермолаева с дочерью в магазин,
Рассказ начинается с философско-психологического рассуждения об обиде. Сначала читателю кажется, что это внутренний монолог героя, но постепенно становится понятным, что это рассуждения автора, своеобразное философское введение, экспозиция. Автор говорит об обиде, о том, что из-за нее не стоит переоценивать жизнь, нужно быть спокойным и благоразумным. Автор обращается к тем читателям, которые не согласны стерпеть обиду, презирают благоразумных людей. Шукшин сравнивает отстаивание своей точки зрения обиженным человеком с боем на картонных мечах.
С его точки зрения, борец с обидчиками обязательно потерпит неудачу.
Вступление подобно морали, стоящей перед притчей. А история с Сашкой Ермолаевым — притча-иллюстрация.
Первая фраза рассказа — это завязка. Она отделена от развития действия вступлением-экспозицией. Затем следует подробный рассказ о том, как Сашка искал правды и пытался отомстить за причиненную обиду, при этом приходя во все более угнетенное состояние духа.
Прежде, чем действовать, Сашка рассуждает о том, что и зачем он собирается делать, как бороться за правду.
Мудрости Сашки, как и предполагал автор во вступлении, не хватает на то, чтобы простить обиду. С Сашкой случается то, что предрекал автор: он намахался театральным мечом, его отовсюду с треском выставили, его уже охватило отчаяние. И он уже идет за молотком, чтобы из-за своей обиды побить или даже убить человека!
Только жалость к жене побуждает Сашку стать благоразумным и покорно пойти домой.
Герои рассказа
Главный герой рассказа — Сашка Ермолаев. У Сашки есть две дочери. Старшая, Маша, судя по ее речи, девочка лет 3-5.
Младшая безымянная дочь только начала ходить. Сашкина жена Вера — мудрая женщина, понимающая чувства мужа, знающая его характер и то, на какой рычаг нажать, чтобы муж «покорно пошел домой».
Сашка — рефлексирующая личность, он ранимый и чуткий человек. Неизвестно, какова его профессия, но он ведет себя интеллигентно. Ни хамка-продавщица, ни хам в плаще не могут заставить его хамить в ответ.
Единственный, кому Сашка «нашел, что сказать», был парень-мясник.
Цель Сашки — доказать, что его обидели зря, что все неправы, а он прав. Но когда это люди соглашались с тем, что они неправы? Сашка терпит поражение в споре с продавщицей Розой, с хамом в плаще Чукаловым, а потом и с его сыном, когда приходит к хаму домой объясняться.
После каждой новой обиды, усугубляющей предыдущую, Сашку начинает трясти. Это физическое проявление душевной боли, которую Сашка готов унимать даже с помощью убийства.
В конце рассказа к Сашке возвращается душевное равновесие. Он связывает свою хорошую мирную жизнь теперь не со справедливым обществом, а с тем, что для него дороже всего — с крохами-детьми и любимой женой. Это решение Сашки понятно из его поступка, но остается в подтексте, прямо о нем нигде не сказано.
Плохие дяди и тети ведут себя одинаково, как все хамы, подлецы и лицемеры. Особенно поражает Сашку то, что лицемер Чукалов, несправедливо называвший его алкоголиком, сам оказывается пьяницей.
Маша, в отличие от Сашки, видит суть людей и сразу называет хамов «плохие дяди и тети».
Она поражает Сашку тем, что все понимает. И она же спасает его от непоправимой ошибки, рассказав маме о том, что папа поругался с плохими дядями.
Стилистические особенности
Сашка — советский человек, живущий согласно законам официальной советской морали. А мораль эта гласила, что все должны быть вежливыми и приветливыми, что нужно договариваться, а не решать конфликты с помощью кулаков. Именно поэтому Сашку так обижают аморальные с советской точки зрения прозвища Исусик, фон-барон и несправедливые обвинения в алкоголизме, хотя Сашка «забыл даже, когда выпивал».
В рассказе причудливо сочетаются рассуждения на морально-этическую тему автора, внутренние монологи героя и точка зрения на внешние события маленькой Маши. Эту точку зрения выявляют «детские» слова: дяди и тети, гагазинчик , кабинетик.