Нравственные искания героев в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
Для чего жить и что такое я?
Л. Толстой. Война и мир
В романе-эпопее Л. Н. Толстого «Войн и мир» изображено множество человеческих судеб. На страницах романа мы встречаемся с полководцами и рядовыми солдатами, крестьянами и аристократами, императорами и государственными деятелями. И у каждого из них — свои нравственные искания, каждый ищет свою дорогу и по-своему решает вопрос о смысле жизни.
Драматический путь, полный открытий и разочарований, проходит Андрей Болконский. Неудовлетворенный пустой, бессмысленной, однообразной
Теперь Болконский уверен, что должен посвятить жизнь своей семье, воспитанию будущего сына, то есть жить для себя. Поправившись, он возвращается домой, но смерть жены во время родов заставляет его пережить тяжелый душевный кризис, из которого его выводит лишь встреча и беседа со старым другом
И снова его постигают удары и разочарования: он разуверился в Сперанском, рухнули и надежды на личное счастье с Наташей.
Отечественная война 1812 года возвращает Болконского к жизни. Он отдает себя служению Отчизне и людям своей страны, командует полком. Во время Бородинского сражения князь получает смертельное ранение — но и здесь он не уронил чести офицера, человеческого достоинства.
Близость смерти не прерывает его нравственных исканий, и Андрей Болконский испытывает еще одно откровение: постигает «счастье, находящееся вне материальных сил, вне материальных, внешних влияний на человека, счастье души, счастье любви». Он прощает и Наташу, и Курагина, которого долгое время считал своим врагом. Я уверена, что Андрей Болконский не зря прожил свою короткую, но такую насыщенную и полноценную жизнь.
Непроста и судьба Пьера Безухова. Предаваясь чувственным удовольствиям, разгульному веселью, добрый, мягкий и доверчивый молодой человек становится марионеткой в хитрых и ловких руках. Именно поэтому брак Пьера с Элен, безнравственной, холодной, бездушной женщиной, польстившейся только на его богатство и знатное имя, приносит ему лишь несчастье.
Очень скоро Безухов понимает бесцельность, пустоту такой жизни, он уходит из общества, порывает с женой.
Поиски новых ценностей приводят Пьера к масонам, которые утверждают принцип жизни для других, принесения пользы обществу. Восприняв их идеи, Пьер вскоре разочаровывается в самих масонах, видя, что их слова и дела не совпадают. По-новому старается Безухов построить свою жизнь: «Жить только так, чтобы не делать зла, чтобы не раскаиваться?
Этого мало. Я жил так, я жил для себя и погубил свою жизнь. И только теперь, когда я живу, по крайней мере, старюсь жить для других, только теперь я понял все счастье жизни…»
В Отечественную войну Пьер Безухов особенно сильно осознает чувство причастности к своему народу. Защита Москвы, плен у французов обновили и изменили его. А после войны он находит свое счастье в счастливом браке с Наташей Ростовой и в активной деятельности в составе тайного общества.
Посвятивший свою жизнь народу, непримиримый борец против зла и жестокости, Безухов в конце романа становится близок к идеям декабристов.
Так, каждый герой романа по-своему отвечает на вопросы: «Что дурно? Что хорошо?.. Для чего жить и что такое я…» Для Платона Каратаева, изменившего мировоззрение Пьера Безухова во время французского плена, главное — естественность, смиренное приятие жизни, какой бы она ни была, растворение в ней, проповедь любви ко всему живому.
А простыми солдатами, насмерть стоявшими на Бородинском поле, Николаем Ростовым и многими другими участниками борьбы с французами руководили ненависть к врагам и любовь к Родине.
Для Наташи Ростовой, открытой, искренней, естественной, любовь была главной ценностью в жизни, и это чувство она понимала прежде всего как самоотдачу и самопожертвование. Для Сони главное — рассудительность и благородство, Мария Болконская нашла себя в христианской покорности, следовании религиозным заповедям…
Каждый герой романа «Война и мир» самобытен и неповторим, но все они заставляют читателя задуматься о своей жизни, оценить свои поступки, свое место в мире. И в этом я вижу бессмертие этого великого произведения.