«Не в законе правда, а в человеке»

Анализ рассказа И. С. Шмелева «Про одну старуху» в 11-м классе
Ход урока

I. Вступление.

И. С. Шмелев — автор многих рассказов, повестей, романов. Темы его произведений разнообразны. Главное в них — внимание к человеку. Его герои — простые люди, очень часто с горькой судьбой. Втянутые в водоворот событий, они проходят тяжкий путь познания мира, обретения мудрости.

Как вопль потрясенного сердца, выбрасывается из их души: «Ну а где правда-то настоящая, в каких государствах, я вас спрошу?! Не в законе правда, а в человеке».

Оказавшись

в 1922 году вдали от России, Иван Шмелев не озлобился, хотя многое в новой жизни не принял. Чувства осиротевшего отца, пережитый голод в Крыму, воспоминания о мародерстве и терроре нашли отражение в яростных и трагических памфлетах.

Вспомним значение слова «памфлет». Оно происходит от английского pamphlet, означающего «листок, который держат в руке». Памфлетом в литературе называют «произведение остросатирического характера, высмеивающее в резкой обличающей форме политический строй в целом, общественные явления и т. п.». Памфлет отличается документальностью, верностью объективному факту

и ограниченностью собственного художественного вымысла. «В памфлете может переплетаться публицистика с сатирическими приемами оценки» .

Рассказ «Про одну старуху» был написан во Франции в 1924 году. Это произведение о Родине-матери, которую все позабыли и оставили на погибель.

II. Работа над текстом.

1. Выявление уровня восприятия произведения.

Какое впечатление сложилось о рассказе? О каком периоде жизни страны идет повествование? Какие события в центре внимания автора?

Какой эпизод больше всего поразил вас своей трагичностью?

2. Анализ рассказа.

— Обратите внимание на заглавие. Только ли о Марфе Трофимовне Пигачовой рассказывает автор?

— От чьего лица ведется повествование? Что мы можем о нем сказать? На что указывает подзаголовок «Рассказ бывалого человека»?

— Какой прием лежит в основе рассказа «бывалого» человека? С какой целью его использует автор?

— Каковы исторические рамки описываемых событий?

— Назовите ведущие темы и мотивы рассказа.

(Автор говорит об отношении народа к власти, о разорении, насилии и репрессиях, выражает тревогу за судьбу России. В рассказе звучит мотив бесприютности, раскола в семье и стране.

С самого начала повествования события мирового значения тесно связаны с личными судьбами персонажей. Писатель обращается к обычным на первый взгляд типам человеческих характеров, чтобы через их переживания раскрыть трагедию целой эпохи.

В центре рассказа шестидесятилетняя женщина — М. Т. Пигачова.)

— Расскажите о ее судьбе.

— Какие художественные приемы использует автор для раскрытия характера героини ?

— Как показывает автор новую власть и отношение к ней народа? Какие интонации преобладают в их характеристике?

(Пришла «смута», «господ описали», сына Никешку на войну забрали. Начались «грабежи да поборы», до церкви добрались. «Кума-нисты» установили свои порядки.

Через незамысловатую речь, неправильно произносимые слова И. Шмелев выражает отношение простых людей к происходящим событиям и власти, с гневом и болью говорит о трагедии народа.)

— Кто представляет власть в деревне? Расскажите о Леньке Астапове.

(«Победный комитет» возглавляет Ленька Астапов — «вор», «дизелтир» и убийца. Он умел только «пустые слова» говорить да чинить беззакония, а для несогласных у него под рукой всегда «свинцовая примочка имеется».

С этого момента темп повествования убыстряется, краски сгущаются. Рассказчик эмоционально описывает все те страдания, которые пришлось пережить героине. И не только ей одной: весь народ оказался втянут в водоворот страшных событий. Мотив погони, облавы пронизывает весь рассказ.)

— Как вы думаете, почему в произведении практически нет описания природы?

III. Чтение и анализ эпизода Ї»Встреча матери с сыном».

1. Каково место этого эпизода в композиции произведения?

2. Как связан эпизод с предшествующими ему событиями?

3. Расскажите об отряде «особого назначения». Кто они? На какие детали их внешности и поведения обращает внимание автор?

4. Что мы можем сказать об авторской позиции?

(Чтение отрывков: «С ими?! У родных детей хлеб отымаешь?! …да будь проклят!»; «Прямо голову народ поднял, не узнать!»; «Денег много нашли… бери, мол, на сирот».

В этих сценах звучит приговор власти и ее бесчеловечным порядкам. Голос автора сливается с голосом народа.)

5. Какие изобразительные средства помогают передать драматизм этого эпизода?

Кульминация сменяется быстрой развязкой. Сын застрелился, а старуха «приказала долго жить». Власть обещала передать муку семье. «Дослали, нет ли — неизвестно» — этой фразой заканчивается рассказ.

Почему?

IV. Обобщение. Беседа.

1. Как вы поняли слова героя: «Не в законе правда, а в человеке»?

2. В чем видит истоки страдания людей И. С. Шмелев?

3. Какие черты народного характера особенно дороги автору?

4. Что вы можете сказать о языке рассказа? В чем его своеобразие?

5. Как автор выразил в произведении жгущую его сердце тревогу?

V. Домашнее задание.

Прочитайте рассказ И. С. Шмелева «Кровавый грех». Сравните его с уже известными вам произведениями писателя. Сделайте анализ идейно-художественного своеобразия любого рассказа.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: «Не в законе правда, а в человеке»