Урок музыки в 6 классе по теме: «Удивительный мир музыкальный образов»
Урок музыки в 6 классе по теме: «Удивительный мир музыкальный образов»
Учитель музыки Ариткулова И. И.
6в класс
1. Оформление классной доски.
— надпись «Удивительный мир музыкальных образов»;
— портрет композитора Ф. Шуберта;
— под портретом цитата: «Как много прекрасного не принесло бы время, второго Шуберта даст оно не скоро» /Р. Шуман/.
2. Оборудование:
— DVD и диск с музыкальным произведением — балладой «Лесной царь»;
— музыкальный центр ;
— учебники на столах учащихся.
Цель
— Познакомить учащихся с новым вокальным жанром ;
— сформировать эмоционально осознанное восприятие драматического музыкального образа на примере баллады «Лесной царь».
ХОД УРОКА.
Учитель: На протяжении целого ряда уроков мы знакомились с произведениями, которые относятся к жанру вокальной музыки. Это песни, баркоролла, романсы. Проведя музыкальный анализ этих произведений, сделали вывод, что все они наполнены не похожими друга на друга удивительными музыкальными образами.
Учитель:
1. Что такое музыкальный образ?
2. Какие музыкальные образы бывают в произведениях?
Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним жанром вокальной музыки — Музыкальная баллада. История жанра баллада — длинна и сложна. Слово «баллада» произошло от итальянского слова, что в переводе означает «плясать». В средние века балладами назывались плясовые песни, в которых рассказывалось о подвигах рыцарей.
Шло время… И к концу 18 — началу 19 века баллада стала профессиональным литературно-поэтическим жанром.
Баллады писали поэты разных стран: Гете, Гейне, Гюго…В России основателем баллады был Василий Жуковский — друг, наставник Пушкина, а потом и сам Пушкин, Лермонтов стали писать баллады. Баллада — это повествование с элементами фантастики, вымысла и внутреннего драматизма.
В это же время, с появлением звезды по имени Франц Шуберт, композиторы по его примеру стали сочинять не просто песни, а вокальные произведения с сюжетом, небольшими сценами, используя при этом тексты стихотворных баллад.
Первым был австрийский композитор Франц Шуберт. Его зачаровывала поэзия Гете. Она волновала, пленяла фантазию, ум, душу молодого композитора.
В 18 лет он сочинил музыкальную балладу «Лесной царь». Вот как описывает рождение баллады один из его друзей. .
Учитель: А сейчас я предлагаю прослушать балладу на немецком языке.
Учитель: Какие чувства вызвало у вас прослушанное произведение?
Примерные ответы учащихся: Волнение, тревогу…
Учитель : В. А. Жуковский перевел балладу на русский язык. Откройте, пожалуйста, учебники на странице 45. Я прочитаю вам балладу.
Вы внимательно следите и слушайте.
После прочтения баллады учитель открывает ту часть доски, на которой написано:
Рассказчик — взволнованный
Отец — тревожный
Сын — испуганный, в конце безумно испуганный
Лесой царь — сладостно завлекательный, а потом и угрожающий
Учитель: Это, ребята, действующие лица баллады и их чувства, которые они испытали в этой балладе. А сейчас, я предлагаю повторно прослушать музыкальную балладу, не зная немецкого языка. Теперь, я думаю, вам будет понятно, кто сейчас поет и кто потом.
Обратите, пожалуйста, особое внимание на аккомпанемент.
Учитель: Что происходило с чувствами героев? Что выразила вокальная партия?
Примерные ответы учащихся: Находились в развитии .
Что изображает аккомпанемент? Движение мчащегося коня…
Давайте сделаем вывод. Какой музыкальный образ передал композитор в этом произведении?
Дети отвечают с помощью учителя.
В этом произведении передан единый, сложный драматический образ: движение .
Учитель: С каким новым вокальным жанром мы сегодня познакомились на уроке?
Дети отвечают.
Учитель: В заключение урока мы споем с вами песню «Огромное небо». Пока мы с вами ее только разучиваем. Современные композиторы по праву называют ее песней-балладой. Почему?
Потому что здесь повествование, в итоге — драматизм. Небольшая маленькая сцена — жизнь двух людей. Присутствует чуть — чуть вымысел
Дети поют песню «Огромное небо»