«Манфред» анализ поэмы Байрона
Драматическая поэма «Манфред», впервые опубликованная отдельным изданием в 1817 году, — произведение, наиболее полно передающее трагическое мироощущение Байрона. Изначально автор предназначал ее только для чтения, считая, что для постановки на сцене она не пригодна. Понять его можно.
Большая часть действующих лиц «Манфреда» — духи. На события произведение не богато. Сам Байрон называл поэму «необузданной, метафизичной и необъяснимой».
История создания
Байрон начал писать поэму в 1816 году, когда находился в Швейцарии.
Именно в этих горах разворачивается действие поэмы. Полностью завершил работу над произведением Байрон в 1817 году, будучи в Италии.
Сюжет
Поэма отличается довольно четким сюжетом, в центре которого находится волшебник Манфред, живущий отшельником в собственном замке в Бернских Альпах. Сначала обремененный знаниями, добившийся бессмертия и тоскующий по навсегда утерянной возлюбленной Астарте он
Следующая его цель — встретиться с мертвой возлюбленной. Воскресить ее он просит фею Альп. Та говорит, что у нее нет власти над мертвыми, после чего предлагает Манфреду поклясться ей в повиновении — тогда, возможно, получится помочь. Волшебник отказывается.
Далее Манфред просит помощи у бога зла Аримана и получает ее. Богиня возмездия Немезида на короткий срок возвращает Астарту из мира мертвых. Призрак возлюбленной Манфреда предсказывает ему скорую смерть.
Умирает волшебник в собственном замке, перед этим отказавшись покаяться в грехах аббату, который пытался спасти его душу.
Композиция
Поэма «Манфред» состоит из трех актов, каждый из которых делится на несколько частей. Важнейший композиционный прием, используемый Байроном, — монтаж. В данном случае он необходим в первую очередь для того, чтобы максимально полно раскрыть внутренний мир главного героя.
В «Манфреде» отдельные части становятся целым, при этом возникает новое смысловое единство.
Стихотворный размер
«Манфред» написан в основном пятистопным белым стихом. Этот стихотворный размер характерен для английской классической драмы, начиная с Кристофера Марло и Уильяма Шекспира. Его Байрон впоследствии будет выбирать постоянно при написании трагедий и «мистерий».
Периодически белый стих сменяется рифмованными фрагментами с различными размерами и видами рифмовок. Например, речь идет о заклинании, которое произносится в финале первого акта.
Литературное направление и жанр
Как и большинство других сочинений Байрона «Манфред» принадлежит к романтизму. Произведение проникнуто воспеванием свободы и индивидуализма , пафосом борьбы против общества . Жанр «Манфреда» — драматическая поэма. От драмы здесь — четкая и завершенная композиция; повторяемость одних и тех же образов, помогающих лучше раскрыть характер главного героя; воспроизведение конфликта, раскрываемого через действия персонажей и так далее.
Кстати, конфликт Байрон взял типичный для романтизма — между человеком и миром. Лирическое начало проявляется во фрагментарности фабулы, раздумьях поэта, занимающих важнейшее место,
Основные темы
Важнейшая тема поэмы — тема знания как бремени. Манфред сумел проникнуть в тайны мира, достичь бессмертия. Он способен вызывать духов и управлять ими. Несмотря на это, обретенные знания тяготят его, даже с их помощью ему не под силу изменить существующий миропорядок. Во втором действии Манфред встречает охотника — человека доброго, умеющего радоваться простым вещам.
В данном случае охотник олицетворяет определенную ступень познания. И здесь возникает противоречие, которое в рамках произведения Байрон разрешить не может. Как только охотник начнет углубляться в загадки природы, получит больше знаний, он тоже начнет ими тяготиться.
Тем не менее свойство человека — развивать собственный разум, без этого никак.
Немаловажную роль в произведении играет тема свободы. На протяжении всей поэмы Манфред отказывается подчиняться кому-либо — фее Альп, духам, богу зла и так далее. Сама мысль о том, чтобы стать чьим-то рабом, претит ему.
Образ лирического героя
Манфред, главный герой поэмы, — мятежник и одиночка, человек, при помощи знаний сумевший достичь бессмертия. Вот только счастья это ему не принесло. Он погубил единственную женщину, которую любил, и не в силах вернуть ее. Знания обременяют его.
Манфред призывает «духов тьмы и света» и просит у них забвения. Но они не могут помочь ему. Манфред — типичный романтический герой.
Исключительная личность, изображенная в исключительных обстоятельствах. Его внутренний мир соткан из противоречий. В финале он отвергает как суд людской, так и суд божий, отказываясь становиться рабом и соглашаясь покориться только смерти.
Манфред умирает, считая, что сам себя погубил, поэтому и карать тоже должен сам.