Задания заключительного этапа XI Всероссийской олимпиады школьников по литературе
Как обычно, публикуем задания заключительного, V этапа XI Всероссийской олимпиады школьников по литературе, прошедшей в Казани.
Заключительный этап состоял из трех традиционных туров, отдельно для учащихся 9-х, 10-х и 11-х классов.
В первом туре участники провели «комплексный анализ художественного текста»: В. Ф. Одоевский «Привидение» , Н. С. Лесков «Путешествие с нигилистом» , В. М. Шукшин «Ораторский прием» .
Во втором туре требовалось «сопоставить стихотворения»: Е. А. Баратынский «Приметы» и Ф. И. Тютчев «Певучесть
Задания третьего тура печатаются в том исполнении, в каком они были получены редакцией от председателя жюри и методической комиссии Олимпиады .
Ответы на задания третьего тура, по традиции, опубликуем в одном из ближайших номеров.
Задания III тура
9-й класс
1. Пo данному отрывку назовите автора и его произведение.
А) «Поехавши из Петербурга, я воображал себе, что дорога была наилучшая. Таковою
Обеспокоен дурною дорогою, я, встав из кибитки, вошел в почтовую избу, в намерении отдохнуть».
Б) «В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которые летели белые хлопья снегу; небо слилося с землею очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу; лошадь ступала наудачу и поминутно то взъезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались».
В) «До станции оставалось еще с версту. Кругом было тихо, так тихо, что по жужжанию комара можно было следить за его полетом. Налево чернело глубокое ущелье; за ним и впереди нас темно-синие вершины гор, изрытые морщинами, покрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, еще сохранявшем последний отблеск зари.
На темном небе начинали мелькать звезды, и странно, мне показалось, что они гораздо выше, чем у нас на севере. По обеим сторонам дороги торчали голые, черные камни; кой-где из-под снега выглядывали кустарники, но ни один сухой листок не шевелился, и весело было слышать среди этого мертвого сна природы фырканье усталой почтовой тройки и неровное побрякиванье русского колокольчика».
Г) «И точно, дорога опасная; направо висели над нашими головами груды снега, готовые, кажется, при первом порыве ветра оборваться в ущелье; узкая дорога частию была покрыта снегом, который в некоторых местах проваливался под ногами, в других превращался в лед от действия солнечных лучей и ночных морозов, так что мы с трудом сами пробирались; лошади падали; налево зияла глубокая расселина, где катился поток, то скрываясь под ледяною корою, то с пеною прыгая по черным камням».
Д) «Но нигде не было слышно отдаленного петушьего крика: ни в городе, ни в разоренных окрестностях не оставалось давно ни одного петуха. По небольшому бревну перебрались они через проток, за которым возносился противоположный берег, казавшийся выше бывшего у них назади и выступавший совершенным обрывом. Казалось, в этом месте был крепкий и надежный сам собою пункт городской крепости…»
2. Назовите авторов и адресатов следующих посланий.
А)
Певец-гусар, ты пел биваки, Раздолье ухарских пиров, И грозную потеху драки, И завитки своих усов.
Б)
Любовью, дружеством и ленью Укрытой от забот и бед, Живи под их надежной сенью; В уединении ты счастлив: ты поэт.
В)
Струн вещих пламенные звуки До слуха нашего дошли, К мечам рванулись наши руки И — лишь оковы обрели.
Г)
Когда увидит кто, что в царском пышном доме По звучном громе Марс почиет на соломе, Что шлем его и меч хоть в лаврах зеленеют, Но гордость с роскошью повержены у ног, И доблести затмить лучи богатств не смеют, — Не всяк ли скажет тут, что браней страшный бог…
Д)
Так из глуши моей стремлю Я к вам заботливые взгляды, Вам высшей благости молю…
3. Дайте историко-литературный комментарий к стихотворению Д. Давыдова «Бородинское поле».
Д. Давыдов Бородинское поле Элегия
Умолкшие холмы, дол, некогда кровавый! Отдайте мне ваш день, день вековечной славы, И шум оружия, и сечи, и борьбу! Мой меч из рук моих упал. Мою судьбу Попрали сильные. Счастливцы горделивы Невольным пахарем влекут меня на нивы…
О, ринь меня на бой, ты, опытный в боях, Ты, голосом своих рождающий в полках Погибели врагов предчувственные клики, Вождь гомерический, Багратион великий! Простри мне длань свою, Раевский, мой герой! Ермолов!
Я лечу — веди меня, я твой: О, обреченный быть побед любимым сыном, Покрой меня, покрой твоих перунов дымом! Но где вы?.. Слушаю…
Нет отзыва! С полей Умчался брани дым, не слышен стук мечей, И я, питомец ваш, склонясь главой у плуга, Завидую костям соратника иль друга.
4. В творчестве каких художников нашли образное воплощение следующие литературные произведения?