Лор в пятом классе

Тема. Повторение и обобщение знаний, умений и навыков по теме «Фольклор».

Цель. Повторение и обобщение знаний, умений и навыков по теме. Углубление знаний терминологии литературоведческого характера. Систематизация знаний, умений и навыков по теории литературы в игровых формах.

Воспитание любви к народной культуре во взаимосвязях древности и современности России и других стран. Развитие художественной речи, поэтического слуха, фантазии, воображения, эмоционально-гуманного отношения к окружающему миру.

ПЛАН

1. Проверка

домашнего задания.

А) ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ. Прочитать и объяснить пословицу — работа с календариками «Ладушки-потешки» Л. Асанова.

Дети выбирают следующие пословицы:

— У февраля два друга — метель да вьюга. — Ласточка весну начинает, а соловей кончает. — Зимой солнце — что мачеха: светит, да не греет. — Съел бы грибок, да снег глубок.

Б) ВТОРОЙ УРОВЕНЬ. Прочитать собранные произведения малых жанров фольклора . в) ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ. Прочитать подготовленные олицетворения, сложить их в конверт.

Дети читают подготовленные олицетворения:

— Рваный учебник убежал от грязнули. — Учебник скучал,

пока его не взяли. — Ручка обиделась на хозяйку. — Исписанная парта размышляла. — Старый шкаф охал.

2. Подготовка к восприятию основных вопросов темы.

А) Что такое жанр?

Жанр — это род произведений с одинаковыми признаками.

Б) Задание: угадать жанр произведения.

Звучит магнитофонная запись.

Как молодой Добрынюшка Никитинец, Он ходил-гулял по чисту полю, Приезжал Добрынюшка к сыру дубу. Как сидит-то ведь тут на сыром дубу, Сидит-то еще сидит черный вран. Как тут этот Добрынюшка Никитинец, Натягивал скоро свой он тугой лук, А клал стрелочку каленую, А хочет он стрелить тут черна ворона, Ворон тут ему спроязычился А тем-этим языком человеческим…

Дети определяют жанр: былина.

Демонстрируются иллюстрации художника Лукьянца.

3. Основные вопросы темы: традиции фольклора, их жизнь в литературе.

Какие сказки нами больше всего любимы?

Дети отвечают, что волшебные.

Задание: назвать отличительные черты волшебной сказки.

Учитель демонстрирует иллюстративный материал — подсказки в картинках.

Дети называют:

— Четкое деление героев на положительных и отрицательных. — Композиция, всегда состоящая из зачина, завязки и развязки действия, кульминации, развития действия, концовки. — Чудеса. — Волшебные предметы: сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, шапка-невидимка, ковер-самолет, волшебная палочка, клубочек, кольцо и так далее. — Магические числа: 3, 7, 9, 12. — Волшебные животные, которые всегда помогают положительным героям. — Постоянные характеры героев:

А) всегда смекалистый Иван-дурак побеждает своих врагов и оказывается умнее своих братьев, становится богатым и женится на царевне;

Б) всегда прекрасная Василиса или Марья, которая часто бывает дочерью Кощея или глупого и жадного царя, представляет собою идеал девушки: нежная, ласковая, вышивает, танцует, все ее любят;

В) Кощей во всех сказках злой, жадный, богатый, бессмертный, не имеет друзей, всех старается обмануть и победить обманом;

Г) Баба-Яга — хитрая, ест людей, живет в избушке на курьих ножках, у нее нет друзей, она помогает тем, кому выгодно, поэтому иногда подсказывает и Ивану, часто открывает тайны Кощея;

Д) традиционны в сказках зачины и концовки: В тридевятом царстве… Жили-были… И я там был, брагу пил, по усам текло, а в рот не попало… и так далее;

Е) традиционны постоянные эпитеты: Лазоревы цветочки, Красна девица, Добрый молодец; традиционны гиперболы: От посвиста соловьего темны лесушки к земле приклонилися…

Задание: записать название элементов композиции сказки .

Назовите поэта, чье имя до самой глубины связано с фольклором.

Демонстрируются слайды.

А. С. ПУШКИН. Гравюра выполнена по заказу Антона Дельвига.

Слово учителя. А. С. Пушкин в своем творчестве использовал не только русский фольклор, но и традиции зарубежного фольклора, в частности, античного. В творчестве Пушкина мы находим традиции и античных поэтов — Гомера, Данте, Петрарки.

ГОМЕР. Древнегреческий певец, автор произведений «Илиада» и «Одиссея». С именем Гомера связаны стихи А. С. Пушкина «Гнедичу» и «На перевод Илиады».

ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ. Гравюра Марлиони. Данте — итальянский поэт, автор «Божественной комедии».

Пушкин посвятил ему стихи «Зори бьют», «Сонет».

ОВИДИЙ НАЗОН. Римский поэт. Автор лирических и философских элегий и поэм . Был сослан императором Августом на побережье Черного моря.

Овидий упоминается Пушкиным во многих юношеских стихотворениях . В уста старика цыгана Пушкин вложил легенду о сосланном Овидии.

4. Повторение и обобщение.

А) Мы видели образцы мировой художественной культуры, созданные пером, кистью, резцом. Невероятно высоки и недосягаемы они для нас. Однако в школе мы изучаем некоторые художественные приемы и учимся ими овладевать.

Задание. Наугад достать из конверта, заполненного в начале урока, одно олицетворение, прочитать его и устно развить до сказочного сюжета.

Ответы детей.

— Старый шкаф охал, вспоминая свою молодость…

В комнате стоял старый шкаф. Как-то раз в доме появилась новая тумбочка. Тумбочка все время дразнила шкаф, потому что он был старый. Старый шкаф охал, вспоминая свою молодость: тогда в него клали все, а теперь ничего.

Но через некоторое время из тумбочки вынули все и положили в шкаф. Он был счастлив, а в тумбочке стояли только несколько книг, и на ней — настольная лампа.

Белов П., 5 «А»

— О чем размышляла исписанная парта?

Злой мальчик все время на уроке математики рисовал на парте. Парта стала думать, как проучить мальчишку. Она думала-думала и придумала.

Начался урок математики. Мальчик сел за парту и начал рисовать. Вдруг ему послышался голос чей-то: «Зачем ты на мне рисуешь?» Тут мальчик понял, что это сказала парта.

И он перестал рисовать…

Таубен К., 5 «А»

Б) Олицетворение, сравнение, эпитет — это изобразительные средства языка, или тропы поэтической речи. Давайте еще раз вспомним их — чтение 1-го и 3-го абзацев на с. 83 учебника, статья «Тропы поэтической речи».

В) Какие тропы не назвали?

Открывается запись под экраном:

— антитеза, — инверсия, — литота, — градация.

Задание. Выборочно объяснить значение некоторых терминов.

Г) Какие знаете стили речи, и какому из них присуще использование художественно-изобразительных средств языка?

По мере ответов детей на стенде открывается таблица «Стили речи».

Художественному стилю в большей степени присущи изобразительные средства языка.

Какие виды искусства знаете? Какой объединяет все другие?

Музыка, живопись, танец, балет, литература, скульптура, архитектура, опера, вокал, прикладные искусства и так далее. Все они присутствуют в искусстве театра.

Какая эпоха породила театр? Что ставили и смотрели?

Театр возник в античности, ставили только религиозные произведения, играли только мужчины в грустных и веселых масках.

Что было характерно для русского народного театра?

Он был кукольным, каждый актер играл несколько ролей, один из героев — Петрушка, высмеивались недостатки, смеялись над богатыми и так далее.

Мизансценирование. Использование народной пьесы «Озорник Петрушка».

Действующие лица: Петрушка Капрал Султан Доктор Старуха Чертенок

Вопрос: какие характеры создали ребята?

5. Закрепление.

А) Вопрос: все ли мы любим искусство? Оказывается, не всегда. б) Чтение по ролям — с. 85, Вильгельм Гауф, «В защиту сказки» (со второго абзаца до слов: «Верьте мне, я не заблуждаюсь, — возразила сказка. — Все меня разлюбили».

Действующие лица: Автор Сказка Фантазия

6. Домашнее задание. Что было дальше, вы узнаете, прочитав до конца сказку.

7. Итог урока. Как же защищает себя сказка и другие жанры фольклора?

Сказки интересны сюжетом, композицией, их чудесные образы создаются с помощью художественных приемов, то есть сказка защищает себя теми изобразительными средствами, о которых мы сегодня говорили.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Лор в пятом классе