Лор в пятом классе
Тема. Повторение и обобщение знаний, умений и навыков по теме «Фольклор».
Цель. Повторение и обобщение знаний, умений и навыков по теме. Углубление знаний терминологии литературоведческого характера. Систематизация знаний, умений и навыков по теории литературы в игровых формах.
Воспитание любви к народной культуре во взаимосвязях древности и современности России и других стран. Развитие художественной речи, поэтического слуха, фантазии, воображения, эмоционально-гуманного отношения к окружающему миру.
ПЛАН
1. Проверка
А) ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ. Прочитать и объяснить пословицу — работа с календариками «Ладушки-потешки» Л. Асанова.
Дети выбирают следующие пословицы:
— У февраля два друга — метель да вьюга. — Ласточка весну начинает, а соловей кончает. — Зимой солнце — что мачеха: светит, да не греет. — Съел бы грибок, да снег глубок.
Б) ВТОРОЙ УРОВЕНЬ. Прочитать собранные произведения малых жанров фольклора . в) ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ. Прочитать подготовленные олицетворения, сложить их в конверт.
Дети читают подготовленные олицетворения:
— Рваный учебник убежал от грязнули. — Учебник скучал,
2. Подготовка к восприятию основных вопросов темы.
А) Что такое жанр?
Жанр — это род произведений с одинаковыми признаками.
Б) Задание: угадать жанр произведения.
Звучит магнитофонная запись.
Как молодой Добрынюшка Никитинец, Он ходил-гулял по чисту полю, Приезжал Добрынюшка к сыру дубу. Как сидит-то ведь тут на сыром дубу, Сидит-то еще сидит черный вран. Как тут этот Добрынюшка Никитинец, Натягивал скоро свой он тугой лук, А клал стрелочку каленую, А хочет он стрелить тут черна ворона, Ворон тут ему спроязычился А тем-этим языком человеческим…
Дети определяют жанр: былина.
Демонстрируются иллюстрации художника Лукьянца.
3. Основные вопросы темы: традиции фольклора, их жизнь в литературе.
Какие сказки нами больше всего любимы?
Дети отвечают, что волшебные.
Задание: назвать отличительные черты волшебной сказки.
Учитель демонстрирует иллюстративный материал — подсказки в картинках.
Дети называют:
— Четкое деление героев на положительных и отрицательных. — Композиция, всегда состоящая из зачина, завязки и развязки действия, кульминации, развития действия, концовки. — Чудеса. — Волшебные предметы: сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, шапка-невидимка, ковер-самолет, волшебная палочка, клубочек, кольцо и так далее. — Магические числа: 3, 7, 9, 12. — Волшебные животные, которые всегда помогают положительным героям. — Постоянные характеры героев:
А) всегда смекалистый Иван-дурак побеждает своих врагов и оказывается умнее своих братьев, становится богатым и женится на царевне;
Б) всегда прекрасная Василиса или Марья, которая часто бывает дочерью Кощея или глупого и жадного царя, представляет собою идеал девушки: нежная, ласковая, вышивает, танцует, все ее любят;
В) Кощей во всех сказках злой, жадный, богатый, бессмертный, не имеет друзей, всех старается обмануть и победить обманом;
Г) Баба-Яга — хитрая, ест людей, живет в избушке на курьих ножках, у нее нет друзей, она помогает тем, кому выгодно, поэтому иногда подсказывает и Ивану, часто открывает тайны Кощея;
Д) традиционны в сказках зачины и концовки: В тридевятом царстве… Жили-были… И я там был, брагу пил, по усам текло, а в рот не попало… и так далее;
Е) традиционны постоянные эпитеты: Лазоревы цветочки, Красна девица, Добрый молодец; традиционны гиперболы: От посвиста соловьего темны лесушки к земле приклонилися…
Задание: записать название элементов композиции сказки .
Назовите поэта, чье имя до самой глубины связано с фольклором.
Демонстрируются слайды.
А. С. ПУШКИН. Гравюра выполнена по заказу Антона Дельвига.
Слово учителя. А. С. Пушкин в своем творчестве использовал не только русский фольклор, но и традиции зарубежного фольклора, в частности, античного. В творчестве Пушкина мы находим традиции и античных поэтов — Гомера, Данте, Петрарки.
ГОМЕР. Древнегреческий певец, автор произведений «Илиада» и «Одиссея». С именем Гомера связаны стихи А. С. Пушкина «Гнедичу» и «На перевод Илиады».
ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ. Гравюра Марлиони. Данте — итальянский поэт, автор «Божественной комедии».
Пушкин посвятил ему стихи «Зори бьют», «Сонет».
ОВИДИЙ НАЗОН. Римский поэт. Автор лирических и философских элегий и поэм . Был сослан императором Августом на побережье Черного моря.
Овидий упоминается Пушкиным во многих юношеских стихотворениях . В уста старика цыгана Пушкин вложил легенду о сосланном Овидии.
4. Повторение и обобщение.
А) Мы видели образцы мировой художественной культуры, созданные пером, кистью, резцом. Невероятно высоки и недосягаемы они для нас. Однако в школе мы изучаем некоторые художественные приемы и учимся ими овладевать.
Задание. Наугад достать из конверта, заполненного в начале урока, одно олицетворение, прочитать его и устно развить до сказочного сюжета.
Ответы детей.
— Старый шкаф охал, вспоминая свою молодость…
В комнате стоял старый шкаф. Как-то раз в доме появилась новая тумбочка. Тумбочка все время дразнила шкаф, потому что он был старый. Старый шкаф охал, вспоминая свою молодость: тогда в него клали все, а теперь ничего.
Но через некоторое время из тумбочки вынули все и положили в шкаф. Он был счастлив, а в тумбочке стояли только несколько книг, и на ней — настольная лампа.
Белов П., 5 «А»
— О чем размышляла исписанная парта?
Злой мальчик все время на уроке математики рисовал на парте. Парта стала думать, как проучить мальчишку. Она думала-думала и придумала.
Начался урок математики. Мальчик сел за парту и начал рисовать. Вдруг ему послышался голос чей-то: «Зачем ты на мне рисуешь?» Тут мальчик понял, что это сказала парта.
И он перестал рисовать…
Таубен К., 5 «А»
Б) Олицетворение, сравнение, эпитет — это изобразительные средства языка, или тропы поэтической речи. Давайте еще раз вспомним их — чтение 1-го и 3-го абзацев на с. 83 учебника, статья «Тропы поэтической речи».
В) Какие тропы не назвали?
Открывается запись под экраном:
— антитеза, — инверсия, — литота, — градация.
Задание. Выборочно объяснить значение некоторых терминов.
Г) Какие знаете стили речи, и какому из них присуще использование художественно-изобразительных средств языка?
По мере ответов детей на стенде открывается таблица «Стили речи».
Художественному стилю в большей степени присущи изобразительные средства языка.
Какие виды искусства знаете? Какой объединяет все другие?
Музыка, живопись, танец, балет, литература, скульптура, архитектура, опера, вокал, прикладные искусства и так далее. Все они присутствуют в искусстве театра.
Какая эпоха породила театр? Что ставили и смотрели?
Театр возник в античности, ставили только религиозные произведения, играли только мужчины в грустных и веселых масках.
Что было характерно для русского народного театра?
Он был кукольным, каждый актер играл несколько ролей, один из героев — Петрушка, высмеивались недостатки, смеялись над богатыми и так далее.
Мизансценирование. Использование народной пьесы «Озорник Петрушка».
Действующие лица: Петрушка Капрал Султан Доктор Старуха Чертенок
Вопрос: какие характеры создали ребята?
5. Закрепление.
А) Вопрос: все ли мы любим искусство? Оказывается, не всегда. б) Чтение по ролям — с. 85, Вильгельм Гауф, «В защиту сказки» (со второго абзаца до слов: «Верьте мне, я не заблуждаюсь, — возразила сказка. — Все меня разлюбили».
Действующие лица: Автор Сказка Фантазия
6. Домашнее задание. Что было дальше, вы узнаете, прочитав до конца сказку.
7. Итог урока. Как же защищает себя сказка и другие жанры фольклора?
Сказки интересны сюжетом, композицией, их чудесные образы создаются с помощью художественных приемов, то есть сказка защищает себя теми изобразительными средствами, о которых мы сегодня говорили.