Культура Древнего Рима

Государство Древний Рим возник на Апеннинском полуострове. Апеннинский полуостров — один из крупнейших полуостровов Европы, расположенный на юге континента и омываемый водами Средиземного моря. Апеннинский полуостров на западе омывается Тирренским морем, на востоке — Адриатическим морем, на юге — Ионическим морем.

Определенное влияние на становление древнеримской цивилизации оказала культура этрусков и древних греков. Культура этрусков Этруски — древние племена, населявшие в 1-м тыс. до н. э. северо-запад Апеннинского полуострова

— область, называвшуюся в древности Этрурия .

Этруски — создатели цивилизации, предшествовавшей римской и оказавшей на нее значительное влияние. В древнейший период истории Апеннинского полуострова этруски господствовали на суше и на море, над населением Верхней и Средней Италии. Развитию торговли и промышленности и культурно-экономическому процветанию страны способствовала близость моря и удобные гавани.

Этрусская религия носила мрачный и жестокий характер и признавала полную, рабскую зависимость человека и человеческого общества от богов. Все акты человеческой жизни были обставлены определенными

обрядами . Они верили в возмездие после смерти и посмертную жизнь обставляли всевозможными представлениями ужаса. Этрусские женщины пользовались почетным положением и свободой, они имели право участвовать в пирах, сидя рядом с мужчинами; имена у этрусков давались не по отцу, а по матери.

Окруженные зубчатыми стенами из камня и оборонительным рвом, города этруссков строились по единому плану: две улицы, одна из которых идет с севера на юг, а другая с запада на восток, пересекаясь под прямым углом, делили город на четыре квартала. В центре этрусского города помещался храм. Уже в 7 в. до н. э. у этрусков были многочисленные города-крепости, обнесенные массивными стенами. Вскоре они превратились в города-государства . Для своих обычных построек этруски избегали пользоваться камнем, предпочитая дерево, кирпич-сырец, терракотовые покрытия. Из камня делались фундаменты, городские стены, обкладки колодцев и т. п. Камень использовали для погребальных сооружений — наземных камер и вырубаемых под землей гробниц, то есть для священных построек.

Возможно, расположение городов этрусков на возвышенностях, кроме оборонительных функций, преследовало своей целью подчеркнуть их божественность, близость к богам. Центр города назывался «регий».

Мундус — сакральный камень, располагавшийся в геометрическом центре регия и непосредственно связанный с верховной властью. Души предков, по представлению этрусков, совершали свое загробное путешествие через Подземный мир к Небесному миру, поэтому камень, им посвященный, был своеобразными воротами во все запредельные миры, где души предков могли находиться. Этруски заимствовали у греков художественные формы и приемы в области живописи, керамики и отчасти архитектуры, их богов: Лето, Аполлона, Аида, у римлян их богов: Нептуна, Минерву, Марса, Вулкана и др., Но они и сами передали римлянам весьма многое в области религиозной, общественной, военной и частной жизни. Наибольшее количество сохранившихся памятников этрусского искусства относится к 6 — началу 5 в. до н. э. К наиболее характерным сторонам этрусской национальной культуры относится их зодчество, перенесенное из Малой Азии на новую родину этрусков.

Этрусский храм помещался на высоком основании ; в отличие от греческого периптера, воспринимавшегося одинаково гармонично со всех сторон, этрусский храм строился по принципу фронтальной композиции: одна из узких сторон здания являлась главным фасадом и украшалась глубоким портиком. С остальных сторон храм замыкался глухой стеной.

Этрусское храмостраительство явилось для Италии совершенно новым этапом ее культурного развития, так как до этрусков почитание италийскими племенами богов, духов и сил природы происходило только у источников, в пещерах, лесах и священных рощах Из архитектурных сооружений Этрурии лучше всего сохранились гробницы. Некоторые из них, на севере Этрурии, представляют собой курганы с расположенными под насыпным холмом погребальными камерами. О богатстве материальной культуры этрусков свидетельствует убранство многочисленных могил в этрусских некрополях.

Некрополь — «город мертвых». Важное место в этрусском искусстве занимала скульптура, расцвет которой относится к 6 в. до н. э. Важное место в этрусской скульптуре принадлежит портрету. Зарождение Этрусского портрета уходит далеко вглубь веков и связано с погребальным культом.

На крышке погребальной урны обычно помещалось портретное изображение умершего. В 6 в. до н. э. обработка бронзы в Этрурии достигла уже большого совершенства: употреблялось литье, последующая чеканка, гравировка, выполнялись статуи крупных размеров.

Одним из таких произведений 6 в. до н. э. является знаменитая статуя Капитолийской волчицы. Волчица изображена кормящей Ромула и Рема. В этой скульптуре зрителя поражает не только наблюдательность в воспроизведении натуры , но и умение художника усилить все эти детали и объединить их в единое целое — образ хищного зверя.

Недаром статуя Капитолийской волчицы в последующие эпохи воспринималась как яркий символ сурового и жестокого Рима. Влияние культуры этрусков на Рим Согласно преданию, этрусская династия Тарквиниев правила в 616-509 гг. в Риме. Этруски особенно сильное влияние оказали на римлян, для которых они были образцом в прикладных искусствах и строительном деле. У этрусков римляне заимствовали 12 ликторов, кресло из слоновой кости, пурпуровую и окаймленную пурпуром тогу, вышитую пальмовыми ветвями тунику, башмаки с загнутыми вверх носками. Ликтор — государственная должность в Риме; вооруженные фасциями , ликторы сопровождали высших должностных лиц.

Периодизация истории Древнего Рима Периодизация истории Древнего Рима основана на формах правления.

Царский период . Республика Империя Во время царского периода Рим был небольшим государством, которое занимало лишь часть территории Лация — области проживания племени латинов. В период Ранней Республики Рим в ходе многочисленных войн значительно расширил свою территорию. После Пирровой войны Рим стал безраздельно господствовать над Апеннинским полуостровом. Черты римского мировосприятия. Точность и историзм мышления, суровость, большая практичность.

Религия носила государственный характер. Римские божества были покровителями отдельных видов человеческой деятельности . В Древнем Риме существовали многочисленные коллегии жрецов.

Возрастание значения Рима. Рим стоит на нижнем течении реки Тибр. Рим основан по преданию Ромулом, который убил своего брата Рема, чтобы стать единоличным правителем, на одном из семи холмов с поселениями латинян и сабинян, как исследователи предполагают, в 753 г. до н. э. Центр города Рима сложился в пределах болотистой равнины, ограниченной холмами Капитолием, Палатином и Квириналом. После завоевания Италии Рим стал крупным государством в Средиземноморье, что вскоре привело его к конфликту с Карфагеном, расположенным на территории Северной Африки.

В серии из трех Пунических войн Карфагенское государство было полностью побеждено, а сам город разрушен.

В это время Рим также начал экспансию на Восток, подчинив Иллирию, Грецию, а затем Малую Азию и Сирию. Так как государство постоянно воевало, заметную роль в нем начала играть армия, во главе которой стояли полководцы. Полководцы получали особые привилегии на право командовать, так называемые империумы. Так появилось слово император и позже — империя.

Первым императором должен был стать полководец Юлий Цезарь, который отказался подчиниться Сенату. В

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Культура Древнего Рима